07.10.2020 04:47
В мире

Дороги в Киргизии будут содержать в порядке за счет фонда

Решит ли создание нового Дорожного фонда проблему плохих дорог в республике
Текст:  Артем Петров (Бишкек)
Российская газета - Экономика Кыргызстана: №225 (8279)
/ Мэрия Бишкека
Читать на сайте RG.RU
В министерстве транспорта и дорог КР предложили создать в республике Дорожный фонд (ДФ). В нем будут аккумулировать средства на "проектирование, содержание, ремонт и строительство автомобильных дорог на территории страны, приобретение оборудования для регулирования движения на трассах общего пользования". Чиновники с помощью фонда планируют решить одну из двух известных проблем, особенно актуальных для современной Киргизии.

Критические риски

Согласно разработанному проекту положения о Дорожном фонде, бюджет структуры будет формироваться за счет поступлений из нескольких источников. Это, в том числе, 30 процентов от акцизного налога на бензин, дизельное топливо, моторные масла; сборы за проезд по платным дорогам, по искусственным сооружениям на трассах; штрафы за нарушение правил перевозки опасных грузов, проезда крупногабаритных либо тяжеловесных транспортных средств и другие.

Управляющие компании в Киргизии возьмут под контроль

Поступающие деньги будут тратить, кроме вышеуказанных мероприятий, на подготовку и издание нормативно-технических документов, информационных бюллетеней и учебных пособий, необходимых для обеспечения производственно-хозяйственной деятельности дорожных органов; погашение задолженности по кредитам, полученным на строительство (реконструкцию), капитальный ремонт, содержание автомобильных дорог общего пользования; покрытие расходов на участие специалистов в международных советах, симпозиумах, конференциях. "И на другие цели, не противоречащие законодательству КР", - говорится в справке-обосновании положения.

- Острый дефицит финансовых средств, необходимых для удовлетворения потребностей дорожной отрасли КР, сегодня имеет системный характер, - сообщили в минтрансе. - Из-за этого на протяжении последних 20 лет строительство и реконструкция автомобильных дорог в основном осуществлялись за счет международной помощи. Высокая доля заимствований создает критические риски для бюджета отрасли, что приводит к зависимости от внешних финансовых институтов и росту государственного долга.

- Для преодоления кризисной ситуации с автомобильными трассами и дорожными сооружениями в стране и предлагается объединить в один фонд несколько источников дохода в республиканском бюджете для удовлетворения потребностей дорожной отрасли, - отметили в ведомстве.

Один в один. Почти

Стоит отметить, что инициативу министерства транспорта и дорог КР нельзя считать, так сказать, революционной. Дело в том, что до 2018-го в республике уже существовал Дорожный фонд. Он был создан в далеком 1999 году. И предложенный сегодня проект положения о ДФ в отношении целей и источников поступления денег процентов на 70-80 дублирует своего предшественника.

Москва готова помочь столице Киргизии в решении городских проблем

К примеру, тот фонд также пополнялся за счет акцизного налога на топливо и различных сборов с физических и юридических лиц. Средства также должны были использоваться для оплаты строительства и ремонта дорог, научных исследований, подготовки и издания нормативно-технических документов, расходов на участие профильных специалистов в международных мероприятиях по обмену опытом.

Действовал закон о Дорожном фонде КР, как уже было сказано, до 2018 года, когда документ признали утратившим силу. Почему это произошло?

- Старый закон противоречил принципам бюджетного права, -сказал корреспонденту "РГ" представитель минтранса Нурлан Кайынбаев. - Он фактически перестал работать после вступления в 2017 году в силу нового Бюджетного кодекса. В новом документе противоречия, касающиеся, к примеру, управления фондом, распределения поступающих в него средств, устранены.

Как отмечается в проекте положения, ответственность за использование средств ДФ по целевому назначению возлагается на уполномоченный государственный орган в сфере транспорта и дорог, то бишь минтранс КР. "Госорган ведет учет и анализ трат, а также составляет отчет о расходовании денег, который представляет правительству республики, и формирует бюджет фонда на следующий год", - говорится в документе.

Раньше процесс распределения средств фонда находился под контролем министерства финансов КР.

Эх, дороги... Ох, дороги

Состояние дорожной сети республики - общая протяженность трасс составляет около 34 тысяч километров - в наши дни уже не просто оставляет желать лучшего. Вот лишь несколько фактов: автодороги в КР в рейтинге глобальной конкурентоспособности оцениваются как одни из худших среди стран СНГ (по крайней мере, так было в 2016-2017 годах, но за прошедшее с тех пор время кардинальных изменений не произошло, и это подтвердит любой автовладелец).

Протяженность дорог в Бишкеке - примерно 1,4 тысячи километров, и большей их части давно требуется полная реконструкция, которая невозможна из-за острого дефицита финансов в бюджете города.

В ПДД Киргизии внесли важные изменения

Именно нехватка денег, по мнению экс-министра транспорта и дорог Жамшитбека Калилова, привела к столь плачевной ситуации. "Все проблемы дорожного сектора у нас появились из-за недостаточного объема финансирования по отношению к размерам обслуживаемой дорожной сети. Выделение средств, как правило, происходит нерегулярно. Мы признаем, что содержание и ремонт автодорог оставляют желать лучшего, равно как и надзор над процессом выполнения производственных работ. Кроме того, у нас отсутствует научно-техническая база и квалифицированные сотрудники, которые так необходимы для решения проблемы улучшения качества дорог", - сказал он в одном из интервью местным СМИ.

Но решит ли создание нового Дорожного фонда проблему плохих дорог в республике, если его предшественник с этой задачей так и не справился?

Тем временем

В 2021 году в столице КР начнется вторая фаза капитального ремонта автотрасс на китайский грант "Развитие улично-дорожной сети Бишкека". По данным мэрии, в течение двух лет в городе приведут в порядок 60 улиц протяженностью более 70 километров и построят пять мостов. Китайская сторона для проведения работ выделила 278 миллионов юаней (2,8 миллиарда сомов).

В ходе реализации первой фазы проекта в Бишкеке был проведен ремонт 49 улиц протяженностью 95 километров.

Вместе с тем

Ранее Счетная палата (СП) КР не раз указывала на нарушения, допущенные при использовании средств "старого" Дорожного фонда. Вот, к примеру, что говорится в одном из отчетов после проведенного СП аудита обоснованности движения средств Дорожного фонда.

"В соответствии с законом КР о республиканском бюджете на 2012 год и прогнозе на 2013 - 2014 годы дорожному фонду министерства транспорта и коммуникаций (в то время ведомство называлось так) утвердили бюджет в размере 1,859 миллиарда сомов...

Средства Дорожного фонда аккумулируются в республиканском бюджете и носят целевой характер, а также не подлежат изъятию или расходованию на другие нужды...

В нарушение закона в 2012 году произошло перемещение денег в сумме 105,5 миллиона сомов со статьи "Здания и сооружения" бюджета ДФ на финансирование других мероприятий - Агентству гражданской авиации на оплату литерных рейсов (50 миллионов сомов), юридической фирме на оплату услуг (3,7 миллиона сомов).

Кроме того, была погашена задолженность министерства перед ОАО "Авиакомпания Кыргызстан" за техническое обслуживание воздушного судна "Кинг Эйр 350" (28,1 миллиона сомов, произведен зачет сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей (23,4 миллиона) и выплачены компенсации владельцам земельных долей (300 тысяч сомов)...

При этом на основании решения комитета по бюджету и финансам парламента КР министерству дополнительно выделили 60 миллионов сомов на погашение кредиторской задолженности перед поставщиками битума", - говорится в отчете.

Кыргызстан