20.10.2020 15:53
Санкт-Петербург

Почему аэропорты закупают зарубежное авиационное оборудование

Текст:  Олег Толстых (эксперт в системах светосигнального оборудования для аэропортов)
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №236 (8290)
Производители авиационного светосигнального оборудования забили тревогу по поводу монополии зарубежных компаний на российском рынке. Подавляющее большинство (81 процент) федеральных аэропортов оснащено системами, произведенными в странах Евросоюза и США. И только 18 процентов аэропортов укомплектованы оборудованием российского производства. 90 процентов всех иностранных поставок приходится на чешскую фирму.
Читать на сайте RG.RU

Несмотря на то что качество и технические характеристики отечественных изделий не уступают западным, проектировщики предпочитают сотрудничать с иностранцами. В первую очередь это связано с вопросами государственного регулирования. Дело в том, что по закону российские производители вынуждены проходить длительный процесс сертификации по 9-12 месяцев. Для внешних компаний выход на наш рынок упрощен, в связи с чем сроки их поставок оборудования более привлекательны для заказчика.

За пассажирами самолетов будут следить с помощью видеокамер

Кроме того, российские предприятия практически лишены возможности участвовать в тендерах, так как проектировщики изначально включают в свои планы зарубежные системы. А так как в конкурсах проект рассматривается комплексно, то подрядчики по производству светосигнального оборудования не могут быть согласованы отдельно.

Выбор подрядчиков всегда остается за проектировщиком, что лишает российских производителей возможности работать с клиентами напрямую. Единственное, что нам остается, - работать с северными регионами, так как отечественное оборудование надежнее и выдерживает суровые климатические условия гораздо лучше иностранного.

Положение осложняется еще и тем, что наши предприятия не имеют возможности выхода на западный рынок, так как для этого необходимо иметь сертификат американского стандарта. На территории РФ данный стандарт не действует, в связи с чем наше светосигнальное оборудование не может быть изготовлено на экспорт.

Производители пытаются обратить внимание Росавиации и Минобороны на масштаб проблемы. Монополия западных компаний на стратегически важном авиационном рынке, на наш взгляд, может вызвать ряд серьезных последствий, которые коснутся всех.

Только 18 процентов аэропортов укомплектованы российским оборудованием

Полная зависимость от иностранных фирм влечет за собой необходимость "играть по чужим правилам". Рост курса валют существенно влияет на стоимость оборудования, комплектующих и запчастей. Что рано или поздно приведет к истощению ресурсов.

Авиакомпании снизили цены на билеты, чтобы привлечь пассажиров

К тому же производитель может однажды прекратить выпуск той или иной детали, что неоднократно происходило. В таких ситуациях заказчики в срочном порядке ищут аналоги среди ассортимента русских компаний. Но если обстоятельства не изменятся, то в скором времени отрасль производства светосигнальных систем России придет в упадок и не сможет страховать, поставлять необходимые комплектующие и актуальное оборудование.

Не стоит забывать также и о том, что аэродромы являются опорными системами страны и стратегически важными объектами для Министерства обороны. На мой взгляд, опрометчиво укомплектовывать их зарубежным оборудованием, которое можно перевести на дистанционное управление. Подобный прецедент случился на территории Югославии во время военных действий. Аэродромы, оборудованные западными системами, на тот момент были выключены дистанционно. Что дает дополнительный повод задуматься о поддержке отечественного производителя со стороны государства.

Санкт-Петербург Северо-Запад