Цель - обеспечить судоходным компаниям возможность оснащения кораблей системами автономного судовождения и легального использования их в коммерческой деятельности.
Первый беспилотный корабль совершил свой рейс в прошлом году. Судно Maxlimer без экипажа пересекло участок Северного моря с символическим грузом - пятью килограммами устриц, а обратно вернулось с партией пива. Этот автономный рейс закончился успешно, но существует еще масса проблем как технических, так и законодательных, которые не позволяют ввести беспилотное судовождение в массовую практику.
Некоторые из них призван решить российский эксперимент, в котором примут участие танкер "Михаил Ульянов", курсирующий между Мурманском и морской ледостойкой стационарной платформой "Приразломная" в Баренцевом море, сухогруз "Пола Анфиса", выполняющий регулярные рейсы в акватории Черного и Каспийского моря, а также связка из грунтоотвозной баржи "Рабочая" и земснаряда "Редут" в акватории порта Кавказ.
Новейшие технологии для речных и морских перевозок должны сократить издержки судовладельцев и улучшить условия работы моряков, полагают в Минпромторге. Если испытания пройдут успешно, на российские суда можно будет устанавливать системы дистанционного управления. Речь идет, в первую очередь, о торговом судоходстве.
По словам генерального директора отраслевого центра MariNet Национальной технологической инициативы Александра Пинского, за счет беспилотников судоходные компании смогут сократить 15 - 30 процентов операционных затрат. Это позволит восполнить дефицит высококвалифицированных моряков, который сейчас достигает 20 процентов от требуемого числа работников.
- Условия труда станут более привлекательными, поскольку это будет нормальная офисная работа в комфорте и безопасности. Для судоходной компании это означает значительное сокращение затрат на экипаж за счет экономии на обеспечении жизнедеятельности, страховании, оплате и так далее, - сказал Пинский.
Владельцы надеются также на то, что новая технология позволит экономить место на судах, перевозить больше контейнеров с грузами и оптимизировать маршруты движения. По их планам, на судах будущего контейнеры должны занять все пространство, от носа до палубы. Капитанский мостик и жилые надстройки окажутся в прошлом. Уйдет человеческий фактор, который и сейчас является причиной множества аварий на море. Автоматическая система навигации сможет работать бесперебойно и безошибочно круглые сутки.
- Я ушел на пенсию в должности четвертого помощника капитана, отвечал за электронавигационные приборы, потом преподавал судовождение на специальных курсах в Новороссийске, - рассказал ростовчанин Александр Волченко. - Сейчас популярность морских профессий сильно упала. Причина в постоянном увеличении интенсивности судоходства и объемов перевозимых грузов, в росте аварийности, социальных проблемах. По большому счету именно дефицит квалифицированных кадров заставил задуматься об автоматизации процессов судовождения. Например, по одной из концепций развития беспилотных судов, корабли будут передвигаться группами, которыми управляет экипаж, находящийся в головном судне или даже на берегу в офисе. За рубежом разрабатывают систему виртуальной реальности, которая будет полностью имитировать капитанский мостик с обзором на 360 градусов. Датчики движения и состояния многочисленных судовых систем позволят принимать решение для всей группы.
Однако выгода от замены нынешнего флота на автономный не столь очевидна, как кажется на первый взгляд. Судно, которое неделями находится в море, неизбежно встретит массу препятствий, а значит, его придется оборудовать такими приборами, которые могут оказаться значительно дороже экипажа. Речные суда также столкнутся с определенными сложностями на маршрутах, например, изменившимся фарватером и так далее. Каналы бесперебойной спутниковой связи, наземные системы слежения и управления - все это огромные деньги, и пойдут ли на такие траты компании, еще вопрос.
На пути автоматизации флота стоят и законодательные препятствия, которые тоже придется преодолевать. Например, международные правила предупреждения столкновения судов предписывают, чтобы на корабле осуществлялся контроль за текущей ситуацией, экипажи судов должны участвовать в спасательных операциях и так далее. Возможно, по мере развития технологий беспилотного судовождения, законодательство будет существенно изменено.
По оценке экспертов, массовое внедрение автономных судов в мире ожидается в ближайшие пять-десять лет.
Справка "РГ"
Межведомственная рабочая группа при правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию России одобрила государственную поддержку разработки технологий безэкипажного судовождения методом компьютерного моделирования в виртуальной среде. Общий бюджет проекта составляет 439 миллионов рублей, государственные вливания - 60 процентов от бюджета проекта.