О чем же в действительности идет речь и нужен ли дипломам срок годности? Все разъяснил сам спикер.
По мнению Пескова, людям будет выгоднее и удобнее иметь диплом, в котором содержатся отметки об актуальных знаниях человека, необходимых ему в работе, факты повышения квалификации, освоения новых компетенций. При этом фундаментальные знания, получаемые за время учебы в университете, являются ключевым преимуществом современных систем образования. Особенно - российской.
"Никаких инициатив нет. Но в мире, возможно, произойдет естественная эволюция цифрового диплома в диплом по требованию, которая займет 5-10 лет", - уточнил "РГ" Дмитрий Песков.
То, что знания устаревают - действительно проблема. Как еще ее можно решить?
- Диплом действительно не говорит о том, что человек умеет делать здесь и сейчас. Но он и не должен. Для этого существует система квалификаций и их подтверждения, - комментирует ситуацию гендиректор Национального агентства по развитию квалификаций (НАРК) Александр Лейбович. - Но сейчас в России все еще действуют системы квалификационных характеристик советского образца, которые не обновлялись 20, а то и 30 лет, и это мешает вводить новые, у которых как раз есть "срок годности" - 3-5 лет.
Разговор о том, что диплом требует подтверждения - разговор именно об оценке конкретных квалификаций на основе профстандартов. Как рассказала завкафедрой философии образования философского факультета МГУ им. Ломоносова Елена Брызгалина, подобные тренды эксперты обсуждают уже давно.
- Имеется в виду уход от бумажных дипломов к электронным с возможностью если не заменить, то дополнить их различными сертификатами, - уточнила Елена Владимировна. - Концепция "образование в течение жизни" становится сегодня не просто теоретической идеей, а практической необходимостью.
Знания нуждаются в постоянном обновлении. Здесь мы говорим в первую очередь о естественно-научном и инженерном образовании. То, что мы называем сегодня "hard skills" - "твердые" знания и навыки обращения с оборудованием, с техническими устройствами.
А вот гуманитарная культура, по словам Брызгалиной, никогда не устаревает, но и она тоже нуждается в развитии.
В обоих случаях речь идет о перспективах оценки результатов образования при быстром темпе изменений в науке, технологиях и в культуре в целом.