10.11.2020 12:31
Ставропольский край

Эксперт рассказал о плюсах дороги из Кисловодска к Черному морю

Текст:  Азамат Тлисов (директор Северо-Кавказского института-филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ)
Российская газета - Экономика Северного Кавказа: №252 (8306)
- На Северном Кавказе вновь заговорили о том, что югу России нужна дорога, которая бы соединила курорты СКФО с Черноморским побережьем. Сегодняшний 700-километровый маршрут из Кисловодска в Сочи слишком протяженный.
Читать на сайте RG.RU

Дополнительная транспортная артерия, которая сократит время в пути между крупными причерноморскими курортами и рекреационными комплексами Северного Кавказа, откроет новые возможности для развития туристического кластера в СКФО и на юге страны. Сейчас потенциал курортов, особенно горных, не раскрыт полностью. Один из сдерживающих факторов - отсутствие логистики.

Под Астраханью создадут особую портовую зону и Каспийский кластер

Решить эту проблему позволит строительство дороги Кисловодск - Адлер. Есть несколько траекторий, по которым она может пройти. Но в любом случае ее ключевые точки находятся в очень популярных местах - это Кисловодск, Домбай, Архыз, Красная Поляна, то есть туристы смогут во время отпуска воспользоваться теми сервисами, которые предлагает и Сочи, и бальнеологический кластер Кавказских Минеральных вод, причем круглогодично.

Перемещение с одного курорта на другой - международная практика, так как это возможность разнообразить путешествие и сделать его более познавательным, то есть любые затраты на строительство трассы окупятся в долгосрочной перспективе. Результатом кумулятивного эффекта станет развитие малого и среднего бизнеса, дорога привлечет отельеров. Возможно, новые локации окажутся привлекательными для международных инвесторов.

Сейчас потенциал курортов, особенно горных, не раскрыт полностью. Один из сдерживающих факторов - отсутствие логистики

Такие примеры на Кавказе уже есть. Кавминводы сейчас становятся интересны тем предпринимателям, которые занимаются гостиничным бизнесом в ряде государств. Руководство Карачаево-Черкесии также работает над тем, чтобы в республике появились сетевые отели. Транспортная связь этих регионов при условии высокого качества как самой магистрали, так и дорожной инфраструктуры позволит обрести новое дыхание курортам Северного Кавказа и юга страны. Но надо отметить, что затраты на данном этапе могут компенсировать только государство либо институты развития при поддержке правительства.

Популяризацию электромобилей предлагают начать с курортов

Конечно, сейчас существуют определенные трудности со строительством. Связаны они в первую очередь с тем, что будущая дорога должна пройти по территории заповедника. Безусловно, потребуется серьезная проработка этого вопроса с экологами и другими специалистами, чтобы минимизировать ущерб от работ. К тому же для реализации проекта потребуется использовать новые технологии.

Строительством дороги заинтересовались федеральные власти. Например, курирующий развитие Северного Кавказа вице-премьер Юрий Трутнев поручил проработать возможность создания автомобильной трассы, которая соединит курорты Кавказских Минеральных Вод и побережье Черного моря. Это дает серьезные основания надеяться, что долгожданный проект будет реализован.

Ставропольский край Карачаево-Черкесия Краснодарский край Кубань. Северный Кавказ Юг России