Результаты III квартала оказались несколько лучше ожиданий большинства аналитиков. Минэкономразвития оценивало спад ВВП в этот период в 3,8%.
Поддержку экономике оказали частичное восстановление доходов населения и эффект отложенного спроса - люди делали крупные покупки, которые они не могли сделать в период самоизоляции, отмечает член-корреспондент РАН, заместитель директора Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв. Например, в последние месяцы автодилеры столкнулись с дефицитом легковых автомобилей, серьезно выросли продажи недвижимости (помогла льготная ипотека) и бытовой техники.
В результате оборот в рознице в июле - сентябре сократился лишь на 2,5% против 16% кварталом ранее. Учитывая исчерпание эффекта отложенного спроса, снижение реальных доходов населения и "вторую волну" коронавируса, показатели IV квартала с высокой вероятностью окажутся хуже, считает Широв. Аналитики Банка России уже отметили, что оперативные индикаторы в целом указывают на ослабление экономической динамики в начале IV квартала.
К снижению ВВП в III квартале привело сочетание сокращения добычи нефти в рамках сделки ОПЕК+ (добыча полезных ископаемых снизилась на 11,5%) и вызванного пандемией резкого сокращения пассажирооборота (на 44,7%), сферы общественного питания (на 20,1%), объема платных услуг населению (на 17,4%). Лишь сельское хозяйство продолжало демонстрировать рост (на 2,7%).
По итогам года, по прогнозу минэкономразвития, экономика сократится на 3,9%, по прогнозу Банка России - на 4-5%, в этот же диапазон укладываются оценки большинства независимых аналитиков.