Технической причиной разгерметизации резервуара, из-за чего вытекло почти 25 325 кубометров топлива, стала недостаточная несущая способность плитного ростверка основания и железобетонных свай. Это вызвало превышение допустимых усилий с последующим цепным разрушением 33 свай-стоек, расположенных по контуру и внутри свайного пространства, а также разрушение монолитного железобетонного основания и его просадку до 1,5 м под днищем резервуара.
Аварию в Норильске называют беспрецедентной по масштабам экологической катастрофой в российской Арктической зоне. Топливо из прохудившейся цистерны попало в реки Далдыкан, Амбарная, Пясина и озеро Пясино. В октябре началось рассмотрение иска Росприроднадзора к "Норникелю" и его дочерней Норильско-Таймырской энергетической компании. Росприроднадзор требует взыскать с компании ущерб почти на 148 млрд рублей - это крупнейшая сумма, когда-либо фигурировавшая в делах такого рода в России.
Фактически первопричиной ЧП назван низкий уровень проектных работ при конструировании железобетонного свайного основания.
Комиссия Ростехнадзора отметила также ряд дефектов строительного производства - "непроектные эксцентриситеты передачи нагрузки с ростверков на сваи", отсутствие поперечной арматуры в монолитных обоймах оголовков свай, наличие сухого шлама на дне скважины под концом сваи. Около 30% свай опирались не на скальное основание. Наличие "слабых" грунтов под сваями вызвало перераспределение усилий в конструкциях, на ряде свай-стоек нагрузка значительно превысила их несущую способность.
Кроме того, комиссия сделала вывод, что некачественно проводился контроль за эксплуатацией сооружений. Не была проведена оценка фактического состояния свайного фундамента с определением соответствия строительных конструкций проектной документации и нормативным требованиям, обследование с оценкой прочности, устойчивости и надежности с учетом конкретных условий эксплуатации. При проведении экспертизы промышленной безопасности в 2018 году оценка фактического состояния фундамента опять же не проводилась.
Свои выводы комиссия сделала на основании изучения проектной и технической документации, осмотра места происшествия, опроса очевидцев и должностных лиц, а также заключения экспертной группы.
Крупнейшая в истории компенсация за загрязнение окружающей среды была назначена британской компании BP в размере 20,8 млрд долларов за разлив нефти в Мексиканском заливе в 2010 году. В результате взрыва на нефтяной платформе Deepwater Horizon погибли 11 человек, сама платформа затонула, а в океан в течение 152 дней вытекала нефть. Суммарно в морские воды попало около 5 млн баррелей, нефтяное пятно разлилось на 75 тысяч квадратных километров. Окончательное решение по размеру компенсации было принято только в 2016 году. Британская компания обязалась выплатить ее в течение 16 лет. Эта компенсация сложилась из претензий федерального правительства США и прибрежных штатов Луизиана, Миссисипи, Алабама, Флорида и Техас. Суммарно BP оценила свои затраты из-за аварии более чем в 53 млрд долларов, куда вошли репутационные риски. Рыночная стоимость компании после аварии снизилась на 43 млрд долларов из-за снижения на 12% стоимости акций.
Подготовил Сергей Тихонов