16.11.2020 17:12
Общество

Названы причины аварии на ТЭЦ в Норильске

Ростехнадзор назвал причины утечки топлива в Норильске
Текст:  Марина Трубилина
Российская газета - Столичный выпуск: №258 (8312) Российская газета - Федеральный выпуск: №259 (8313)
Комиссия Ростехнадзора назвала причины масштабной утечки топлива в мае нынешнего года на ТЭЦ-3 в Норильске. К аварии и масштабной экологической катастрофе, по ее мнению, привел целый ряд технических, организационных и других просчетов.
Читать на сайте RG.RU
На ТЭЦ-3 в Норильске произошла авария

Технической причиной разгерметизации резервуара, из-за чего вытекло почти 25 325 кубометров топлива, стала недостаточная несущая способность плитного ростверка основания и железобетонных свай. Это вызвало превышение допустимых усилий с последующим цепным разрушением 33 свай-стоек, расположенных по контуру и внутри свайного пространства, а также разрушение монолитного железобетонного основания и его просадку до 1,5 м под днищем резервуара.

На восстановление биоресурсов после аварии в Норильске потребуется 40 млрд рублей

Аварию в Норильске называют беспрецедентной по масштабам экологической катастрофой в российской Арктической зоне. Топливо из прохудившейся цистерны попало в реки Далдыкан, Амбарная, Пясина и озеро Пясино. В октябре началось рассмотрение иска Росприроднадзора к "Норникелю" и его дочерней Норильско-Таймырской энергетической компании. Росприроднадзор требует взыскать с компании ущерб почти на 148 млрд рублей - это крупнейшая сумма, когда-либо фигурировавшая в делах такого рода в России.

Фактически первопричиной ЧП назван низкий уровень проектных работ при конструировании железобетонного свайного основания.

Комиссия Ростехнадзора отметила также ряд дефектов строительного производства - "непроектные эксцентриситеты передачи нагрузки с ростверков на сваи", отсутствие поперечной арматуры в монолитных обоймах оголовков свай, наличие сухого шлама на дне скважины под концом сваи. Около 30% свай опирались не на скальное основание. Наличие "слабых" грунтов под сваями вызвало перераспределение усилий в конструкциях, на ряде свай-стоек нагрузка значительно превысила их несущую способность.

Росприроднадзор требует взыскать за утечку топлива почти 148 млрд рублей

Кроме того, комиссия сделала вывод, что некачественно проводился контроль за эксплуатацией сооружений. Не была проведена оценка фактического состояния свайного фундамента с определением соответствия строительных конструкций проектной документации и нормативным требованиям, обследование с оценкой прочности, устойчивости и надежности с учетом конкретных условий эксплуатации. При проведении экспертизы промышленной безопасности в 2018 году оценка фактического состояния фундамента опять же не проводилась.

Свои выводы комиссия сделала на основании изучения проектной и технической документации, осмотра места происшествия, опроса очевидцев и должностных лиц, а также заключения экспертной группы.

Мировой антирекорд

Крупнейшая в истории компенсация за загрязнение окружающей среды была назначена британской компании BP в размере 20,8 млрд долларов за разлив нефти в Мексиканском заливе в 2010 году. В результате взрыва на нефтяной платформе Deepwater Horizon погибли 11 человек, сама платформа затонула, а в океан в течение 152 дней вытекала нефть. Суммарно в морские воды попало около 5 млн баррелей, нефтяное пятно разлилось на 75 тысяч квадратных километров. Окончательное решение по размеру компенсации было принято только в 2016 году. Британская компания обязалась выплатить ее в течение 16 лет. Эта компенсация сложилась из претензий федерального правительства США и прибрежных штатов Луизиана, Миссисипи, Алабама, Флорида и Техас. Суммарно BP оценила свои затраты из-за аварии более чем в 53 млрд долларов, куда вошли репутационные риски. Рыночная стоимость компании после аварии снизилась на 43 млрд долларов из-за снижения на 12% стоимости акций.

Подготовил Сергей Тихонов

Экология Аварии и катастрофы Красноярский край Ростехнадзор Восточная Сибирь