В последние несколько недель водители в крупных городах региона были удивлены тем, что с улиц вдруг исчезли эвакуаторы. Если раньше неправильно припаркованный автомобиль "исчезал" и его получалось обнаружить только на штрафстояке, то теперь машины никто не трогает. Зато "письма счастья" начали поступать к владельцам авто не в пример чаще. "Президентом России поставлена задача добиться снижения смертности на дорогах в 3,5 раза к 2024 году, - комментирует начальник отдела пропаганды ГИБДД Краснодарского края Ирина Заватская. - Нам надо достигнуть уровня, не превышающего четырех человек на 100 тысяч населения. Это очень сложная задача - надо в 3,5 раза снизить число смертельных ДТП! Но добиться ее возможно".
Проведенный анализ показал, что на Кубани не зафиксировано ни одного ДТП со смертельным исходом по причине неправильной остановки или стоянки машины. Теперь инспекторы, которые раньше действовали в паре с эвакуаторщиками, переориентированы на работу с водителями, нарушающими ПДД на дорогах.
В полиции пояснили, что прежде на каждый городской округ выделялся как минимум один экипаж инспекторов ГИБДД, который следил за соблюдением правил парковки, выписывал протоколы, сопровождал эвакуаторщиков.Теперь вместо этого по улицам города курсируют автомобили, оснащенные системой видеофиксации. Госномера машин, которые припаркованы с нарушением правил, снимаются на фото и видео и передаются в систему "Безопасный город", а затем в центр фотовидеофиксации. Там формируется письмо с выписанным штрафом и отправляется владельцу авто по почте.
Машины для эвакуации на Кубани по-прежнему используются, но уже для совершенно других случаев - например, если за рулем нетрезвый водитель, автомобиль побывал в ДТП и не может двигаться сам или по техническим нормам его запрещено выпускать на трассу.
Все собранные деньги зачисляются в бюджет региона, что, несомненно, выгодно. Например, за 9 месяцев этого года только в ряде городов Черноморского побережья Кубани - Анапе, Сочи и Новороссийске, а также Славянске-на-Кубани, которые оборудованы системой "Безопасный город", с помощью видеофиксации выписали штрафов на общую сумму 16 миллионов рублей.
С другой стороны, городские власти оказываются вынуждены самым срочным образом развивать сеть видеокамер на улицах и систему серверов для хранения и обработки данных.
Необходимо отменить эвакуацию автомобилей за нарушение требований знака, но сохранить ее для случаев, когда припаркованный автомобиль мешает проезду других машин или пешеходам, считают эксперты.
Напомним, лет десять назад МВД инициировало подобный законопроект, который отменял задержание транспорта за остановку под знаком, запрещающим остановку или стоянку. Однако этот документ даже до первого чтения в Госдуме не дошел. А жаль, считают эксперты. Потому что сейчас эвакуация превратилась из меры обеспечения безопасности дорожного движения в зарабатывание денег частными компаниями. А также в соревнования, кто быстрее: эвакуаторщик погрузит машину или автовладелец успеет до нее добежать. Причем увозят машины за малейшие провинности: колесом на линию разметки заехал, бампер за знак выступает.
Так быть не должно, считает защитник прав автомобилистов Петр Шкуматов. Но совсем отказываться от эвакуаторов, по его мнению, тоже нельзя. Необходимо убирать машины, перегородившие проезд, припаркованные на пешеходных переходах. Он считает, что нужно отменить эвакуацию за нарушение требований знака, прописать четкие правила, в каких случаях машины можно задерживать.
С ним соглашается автообозреватель радио "Вести FM" Игорь Моржаретто. Есть ситуации в которых без эвакуаторов не обойтись. Например,если автомобиль припарковался в тоннеле или на мосту. Содержание эвакуаторов - дело дорогое. Если они будут задействованы только в крайних случаях, то это снизит нагрузку на региональные бюджеты.
По мнению юриста Сергея Смирнова - кубанская инициатива абсолютно здравая. У нас задержание транспортного средства предусмотрено в строго определенных случаях. Если автомобиль создает помехи. Во всех остальных случаях достаточно штрафа, если это делается с помощью фотовидеофиксации.
Подготовил Владимир Баршев
Олег Стречень, член регионального штаба ОНФ в Ростовской области:
- На мой взгляд, лучше всего комбинировать штрафы и эвакуацию. Конечно, для автолюбителей гораздо лучше, если твою машину не увозят и не создают лишних проблем. Кроме того, иногда при эвакуации авто могут и поцарапать - нечасто, но все-таки бывает. С другой стороны, если автомобиль создает угрозу безопасности движения или, например, припаркован на полосе для маршрутных транспортных средств и создает затор, то такие автомобили точно нужно эвакуировать.
Алексей Носов, ответственный секретарь Новосибирской областной автомотоассоциации:
- Прекрасная инициатива. Эвакуаторы сами зачастую создают заторы на узких улицах. Но главное, они не решают проблему системно. Если вы паркуетесь с нарушением ежедневно, приезжая на работу, скажем, в бизнес-центр, какая вероятность, что вашу машину заберет эвакуатор? В лучшем случае раз в месяц. Соответственно и штраф - пять тысяч рублей в месяц. Если же по улице проедет экипаж Госавтоинспекции, вооруженный автоматизированной системой "Паркрайт" или "Паркон", то штрафы придут всем нарушителям. За неделю с каждого - по 25 тысяч. Получишь такой штраф один раз, и это навсегда отобьет охоту парковаться с нарушениями.
Евгений Мирошников, начальник департамента цифрового развития Белгородской области:
- В нашем регионе такая система работает давно и успешно. Камеры в автоматическом режиме фиксируют неправильную постановку транспортного средства, владелец авто потом получает штраф. Камеры изначально устанавливаются в тех местах, где нарушений больше всего, и со временем люди перестают парковаться неправильно.
Подготовили Александр Гавриленко, Никита Зайков, Анна Скрипка