23.11.2020 19:51
Культура

Читатели "РГ" высказались о новом документальном фильме о Пушкине

Читатели о новом покушении на поэта
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №264 (8318)
Телефильм "А.С. Пушкин. Разговор о нелепых подозрениях" и статья Галины Седовой в "РГ", где отмечались нелепости основанной на слухах картины, вызвали живой отклик. Проблема настойчивых усилий опустить наши культурные ценности на уровень обывательских пересудов признается более чем актуальной.
Читать на сайте RG.RU

"Оскорбительной пошлостью дохнуло от фильма, - пишут кандидат филологических наук Сергей Глушков и журналист Марина Кротова. - Поэта в нем заслоняет некий бретер и обманутый муж - объект сплетен, насмешек и вранья. Больше всего задевает тенденция нарастающего разрыва между масс-медиа и культурой: равноправными собеседниками носителей культуры предстают бесконечно далекие от нее личности, предлагающие образцы форменного мракобесия".

Почему фильм о Пушкине вызвал негодование пушкинистов

Напомним, что место главного эксперта в фильме занимает Татьяна Карацуба Сеид-Бурхан, фигурирующая в интернете как политолог, специалист по мистическим явлениям и разоблачительница исторических тайн, имеющая в родословной самого Чингисхана. Ученые-пушкинисты в своих нещадно обрезанных и перемонтированных комментариях пытаются парировать эти леденящие душу, давно опровергнутые наукой слухи, но кто же их будет воспринимать всерьез после таких головокружительных сенсаций!

"Использование давно опровергнутых домыслов - это либо недобросовестность, либо сознательное игнорирование фактов в угоду скандальной сенсационности, - пишет кандидат технических наук Леонид Зильбербург. - Брать объектом для таких упражнений сакральные имена сродни святотатству. И спасибо газете за то, что дала слово исторической науке, чтобы разоблачить новые инсинуации. Мне кажется, демонстрация таких поделок, возможно, призвана как-то оживить угасающий интерес к телевидению, но уж точно никак не способствует ни развитию интереса к литературе, ни уважению к научному знанию".

"Поток приветствий" авторам картины не скудеет в интернете. Лидия Авдеева: "Как я рада, что не одинока в своем возмущении, в неприятии этого фильма!" Нина Шилоносова: "Уж сколько дряни сейчас выходит под видом научпопа, но и на таком фоне эта поделка поразила дешевым хайпом". Григорий Илугдин: "Убожество фильма потрясает. Режиссер из кожи лезет, чтобы придать бреду хоть какую-то принадлежность к телекино. В результате - все невероятно провинциально". Ирина Деникина: "Татьяна Карацуба с умным видом несет полный бред! Я бы на месте родственников Пушкина подала на нее в суд за эту ахинею". Jan Lech: "Недавно по ТВ помоями окатили В.М. Шукшина - именно через каких-то баб все пытаются зайти. Не о творчестве говорят - о бабах!"

Такие поделки потрафляют вкусам людей необразованных, склонных к дешевым сенсациям

Было и одно оправдание - не фильма, а самой практики появления таких фильмов, оно принадлежит коллеге Михаилу Визелю. Согласно правилу журналистики учитывать мнения оппонентов, привожу его главные мысли.

Генерал Скобелев - Пушкину: "Лишить бы тебя "нескольких клочков шкуры"

"Ознакомившись с гневным письмом в редакцию "РГ", могу только посочувствовать автору. Заслуженная музейная работница, перенесенная из возвышенной атмосферы благоговения перед Пушкиным в раскованный телевизионный прайм-тайм, попала в неприятное положение. Но возмущение ее разделить я могу лишь отчасти. Чего она ждала? Представьте себе трезвенника, которого пригласили в бар, известный разгульной атмосферой. Такое предложение надо или отклонить, или не удивляться тому, что творится вокруг. Трезвенника покоробит увиденное, но это его проблема, а не проблема бара… Конечно, мне лично неприятны высказанные в телешоу намеки, я понимаю их смехотворность. Но, будучи автором подчеркнуто неакадемической книги о Пушкине, в которой "наше все" предстает чуть ли не современным хипстером, я готов отстаивать право создателей шоу самим заботиться о собственной репутации. Пускай себе снимают - чего не сделаешь ради пункта рейтинга, имеющего совершенно конкретное материальное наполнение! А телезрителям напомню: вечерний эфир - не дистанционный урок литературы. Это воистину "канал для взрослых". Здесь зритель вступает в зону, где он сам должен нести ответственность за свой выбор, руководствуясь личным вкусом".

Что ж, остается решить, что нас устраивает - "бар, известный разгульной атмосферой", или все-таки телевидение. Если в баре брякнут, что Земля на самом деле квадратная, это святое право усердных потребителей пива. Но ТВ у нас зарождалось как средство просвещения, университет для масс, его самыми яркими звездами были такие эксперты, как Ираклий Андроников, академик Капица или Алексей Каплер. И, даже скатившись на уровень крикливых ток-шоу, оно еще сохранило доверие многих - а это предполагает ответственность. Как пишет в Facebook Ксения Лученко, "проблема в том, что люди верят всему. Критическое мышление отключено у большинства. Особенно если им обещают рассказать, "как на самом деле".

Каковы мы - таков у нас и Пушкин. И Шукшин, который на страницах "Литературной газеты" восклицал: "Что с нами происходит?!"

На конференции, посвященной Достоевскому, профессор Игорь Волгин упомянул о телефильме "Достоевский между раем и адом". "Какая там основная мысль? Что вся тайна Достоевского - в его эпилепсии, вся его гениальность - от болезни". И далее высказывает ключевую для темы мысль: "Это уровень нашего общего самосознания. Что же будет с Достоевским, спросите вы. С ним будет то, что будет со всеми нами. Какая у нас будет умственная и духовная атмосфера, таким будет и Достоевский - это все взаимосвязано".

Можно продолжить: каковы мы - таков у нас и Пушкин. И Шукшин, который на страницах "Литературной газеты" восклицал: "Что с нами происходит?!" Мы уже не тянемся за классиками, учась у них жизни умной, чистой и справедливой, мы их упорно опускаем до уровня простейшего обывательского сознания, где вместо энциклопедии - программа "Пусть говорят".

Документальное кино