- Это философский трактат, понимание Достоевского, что происходит в мире, в обществе, его самые излюбленные, самые выстраданные мысли о вере и неверии, о свободе и вечной борьбе и всепрощении, и они актуальны до сих пор, - объяснил "СОЮЗу" творческую задумку спектакля соавтор постановки и ее исполнитель, заслуженный артист Беларуси Валерий Шушкевич.
Его роль - единственная, но многоликая. Удерживая внимание зрителя тет-а-тет час и десять минут без перерыва, герой пьесы предстает перед ними то мечтающим утолить жажду жизни Иваном Карамазовым, то циничным Великим инквизитором из одноименной притчи, то самим писателем, рассуждающим о Боге и чуде.
Декорации аскетичны: две натянутые крест-накрест струны на темном фоне, который оттеняет лишь длинный белый шарф одетого во все черное героя. Незатейливый реквизит метафоричен: указка становится мечом, грецкие орехи - человеческими головами. Свет и музыка олицетворяют высшие силы, вовлекая зрителя все глубже в размышления о любви, о мире, о своем месте в нем и принятии ближнего.
Постановка пьесы шла 2,5 года. По словам Шушкевича, самым сложным было адаптировать философию Достоевского к театру, чтобы мысль стала чувственной и понятной.
По словам худрука театра Сергея Ковальчика, проект "Большие гастроли" дает колоссальный опыт познания России:
- У Достоевского есть фраза "Русская земля крепка березой". После такой поездки артист говорит ее с новым смыслом, - сказал Сергей Ковальчик.