Свердловская филармония, известная смелыми проектами, инициировала идею форума и проводит его вместе с немецкими партнерами. Фестивальная афиша включает 6 концертов и представляет Бетховена во всем жанровом многообразии, от фортепианной и камерной музыки до симфонических полотен. В концертах принимают участие Уральский филармонический оркестр и известные российские солисты. Но главный акцент берут на себя музыканты из Германии и Австрии, носители стиля, исполнители авторских версий сочинений Бетховена. Идея братства по Бетховену лежит и в основе создаваемого в дни фестиваля оркестра молодых музыкантов из разных стран.
Be@thoven - таково название форума, и значок "@" появился в нем не случайно. Интенсивное виртуальное общение помогло как в подготовке фестиваля, так и в его проведении: три концерта из шести транслируются онлайн. В том же цифровом режиме идут встречи, образовательные проекты, состоялось открытие виртуальной экспозиции "Музыка Бетховена на сцене Свердловской филармонии", отчасти объясняющей - почему именно в Екатеринбурге. Но все главные события фестиваля проходят вживую, и это практически сенсация, ведь приезд в Екатеринбург западных музыкантов до последнего момента был под вопросом. Конечно, все осуществляется в условиях беспрецедентного соблюдения мер безопасности, при 50% зрительной загрузке. Но публика так ждала встречи с фестивальными концертами, что по накалу аплодисментов и не скажешь, что зал полон лишь наполовину.
В концерте-открытии фестиваля впервые в Екатеринбурге прозвучало сочинение московского композитора Владимира Тарнопольского "Be@thoven - Invocation", созданное по заказу бетховенского фестиваля в Бонне и, кстати, тоже давшее импульс названию форума. Автор в диалоге с музыкой Бетховена, в частности с его Четвертым фортепианным концертом воспроизводит драматический момент его жизни: распадающийся звуковой мир глохнущего композитора с проблесками гармоний и аллюзиями знакомых интонаций. Премьере в исполнении Уральского оркестра под управлением Алексея Богорада предшествовало исполнение самого концерта в интерпретации одного из ведущих пианистов Европы Северина фон Эккардштайна. Интеллектуальный музыкант с элегантным туше и тонко дифференцированной звуковой палитрой на другой день дал сольный концерт, кульминацией которого стала последняя, 32-я соната Бетховена. Одним из хедлайнеров фестиваля выступает известный австрийский музыкант Томас Цейтмайр. Он предложил свое видение и хрестоматийной Пятой симфонии (как дирижер) и Скрипичного концерта (как солист). В финале фестиваля он встанет за пульт Международного молодежного Чайковский-оркестра, который объединит молодых музыкантов России и Германии, а также Симфонический хор Свердловской филармонии для исполнения Девятой симфонии. В качестве солистов предстанет интернациональный квартет певцов: Елена Жидкова, Мария Баянкина, Илья Селиванов и немецкий баритон Томас Бауэр. В последнем концерте возникнет диалог современного автора с классиком в увертюре "Con brio" немецкого композитора Йорга Видмана. А лирическими интермеццо фестиваля станут два камерных концерта: цикл "К далекой возлюбленной", предтеча романтической вокальной лирики прозвучит в исполнении Томаса Бауэра и пианиста Николауса Рексрота. Другой концерт назван устроителями "Вечером будущих звезд": в нем блеснут молодые западные и российские музыканты.
Организаторы постарались объединить высокий академизм фестиваля бетховенской музыки с современными демократическими приемами ее популяризации. По городу курсирует именной трамвай "Бетховен", в котором по пути можно послушать "Лунную сонату" или фрагмент Седьмой симфонии, достаточно отсканировать QR-код на спинке кресла. В центре Екатеринбурга появилась роскошная инсталляция с портретом композитора и логотипом фестиваля. Благодаря внедрению программно-технического комплекса компании Sennheiser впервые к фестивальной публике смогут присоединиться люди с нарушением слуха, и это очень символично, если вспомнить биографию Бетховена. Кроме концертов, подготовлена большая офф-программа: образовательные лекции и дискуссии, выставка "Бетховен в подлиннике", предоставленная Домом-музеем композитора в Бонне, экспозиция живописи, инспирированная музыкой немецкого гения.
Когда узнаешь подробности невероятных сложностей приезда немецких музыкантов в Россию, невольно встает вопрос: а что, если бы не получилось? На этот случай у филармонии существовал план Б. Фестиваль с измененной программой, иного масштаба, силами российских музыкантов все равно бы провели.