Как пояснили "РГ" в минфине, в данный момент из-за противоречивого применения правовых норм средства по обязательствам силовых структур, причинивших незаконными действиями моральный и материальный вред гражданину, взыскиваются с министерства и, в конечном итоге, с госказны. Хотя платить должны непосредственные виновники, как того требуют законы о республиканском бюджете, о государственной гражданской и муниципальной службе.
Для исправления ситуации в министерстве предлагают внести изменения в Гражданский (ГК) и Уголовно-процессуальный (УПК) кодексы КР.
В частности, статью 998 ГК "Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами" дополнят следующими словами: "...Вред возмещается за счет средств соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления, включая правоохранительные органы, органы дознания, органы, осуществляющие досудебное производство, прокуратуры и суда".
А пункт 1 статьи 999 кодекса будет выглядеть так: "Вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного обвинения в совершении преступления, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, возмещается органами дознания, органами, осуществляющими досудебное производство, прокуратуры и суда за счет средств, предусмотренных для финансирования данного органа в соответствующем разделе бюджета".
В УПК изменится пункт 1 статьи 134 "Основания возникновения права на реабилитацию". Он приобретет такой вид: "Право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного ущерба, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Ущерб, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается органами дознания, органами, осуществляющими досудебное производство, прокуратуры и суда за счет средств, предусмотренных для их финансирования в соответствующем разделе бюджета, в полном объеме независимо от вины органа дознания, следователя, прокурора и суда".
По словам главного специалиста отдела по работе с судебными органами минфина КР Тимура Камалдинова, у республиканских правоохранительных органов есть свои бюджеты, они являются главными распорядителями выделенных им государством финансовых средств и обладают полномочиями по их перераспределению. "Соответственно они должны компенсировать нанесенный вред", - отметил он в беседе с "РГ".
По словам Тимура Камалдинова, в случае, если у госоргана возникнет проблема с нехваткой средств на выплату компенсации, он может обратиться в минфин с просьбой о помощи. "Ее рассмотрят в рабочем порядке", - добавил он.
Между тем независимые юристы, комментируя инициативу министерства финансов, сказали, что все равно в качестве соответчика по делам о возмещении ущерба, причиненного в результате незаконного уголовного расследования, будут привлекать минфин КР.
Кстати
В министерстве финансов статистику о количестве и сумме произведенных компенсационных выплат "РГ" не предоставили. Однако обращения в республиканские суды с соответствующими исками не так уж редки.
Не так давно, к примеру, в Первомайский районный суд Бишкека с требованием взыскать с минфина три миллиона сомов за причиненный физический и моральный вред обратился 38-летний мужчина, адвокат которого утверждает, что он стал жертвой пыток. "Его избивали, оказывали психологическое давление в изоляторе временного содержания ОВД Джалал-Абада", - говорится в исковом заявлении.
Республиканские суды отказали в возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников правоохранительных органов. Тогда пострадавший обратился с жалобой в комитет ООН по правам человека, который признал мужчину жертвой пыток и постановил взыскать в его пользу с государства компенсацию. На основании этого решения адвокат обратился в районный суд Бишкека с требованием взыскать с государства три миллиона сомов.