Дело в шапке
- Антон, у тебя скоро день рождения. Что ты хочешь?
- Шапку, - говорит десятилетний мальчик на инвалидной коляске.
- Какую шапку?
- Вязаную, с надписью из комиксов про фантастическую четверку.
Когда Евгений Григоров услышал самое сокровенное желание десятилетнего мальчика из Кичкилейского детского дома, решил, что добудет именно такую шапку ему к дню рождения. Объехал весь город - ничего подобного. На улицах встречались десятки мальчишек в похожих шапках, а в магазинах - ни одной. Где они их берут? Пришлось даже остановить на улице подростка с модным лейблом на лбу. Но он не знал, откуда у него шапка - мама купила! А как быть, если мамы нет?
Эта история одного из первых визитов Евгения Григорова в детский дом. До 30 лет Евгений даже не знал, есть ли они в нашем регионе и сколько их. Потом выяснилось, что осталось три и все они находятся далеко за городом. Мысль побывать в каждом пришла ему после посещения Дивеево, куда он добирался автостопом. Хотелось стать кому-то по-настоящему полезным.
- Сам вырос без отца, он рано ушел из жизни. Жил у бабушки с дедом. Спал на диване-раскладушке. Учился кое-как, семки грыз, одним словом - гопота. Ни семьи своей, ни детей. Вот как-то так сложилось. Но человеку важно жить ради кого-то, это необходимо как воздух. Нужно знать, что кто-то ждет тебя и искренне рад встрече, - рассказывает Евгений.
Сначала он познакомился с директором Мокшанского детского дома, расспросил, в чем нуждаются дети. Тот подумал и сказал: велосипед. Но с одним велосипедом не поедешь к 30 ребятишкам.
Женя - далеко не олигарх, вкалывает на нескольких работах: кладовщиком на продуктовой базе, курьером по доставке онлайн-заказов, даже участвовал в съемках местного телепроекта о здоровом образе жизни. И вот с зарплаты пошел в магазин за велосипедами для сирот. Он тогда даже не знал, сколько они стоят. Увидел ценники - загрустил. Поговорил с девушкой за прилавком, попросил скидку. Объяснил, что покупает не себе, а в детский дом. Девушка оказалась хозяйкой магазина, снизила цену и от себя добавила еще самокат.
- Если бы я просто привез велосипеды и отдал директору детского дома - это совсем не то. Я хотел, чтобы был настоящий праздник. Но устраивать детские праздники мне никогда не приходилось. А надо было так, чтоб весело от души! - рассказывает Евгений.
К счастью, откликнулись аниматоры с ростовыми куклами, нашлись и другие желающие съездить в детский дом. Получился настоящий праздник, который надолго запомнили не только дети, но и гости.
Помоги в один клик
Каждую поездку в детский дом Евгений заранее планирует. Узнает, что действительно нужно. Например, весной, когда началась пандемия, одному из учреждений не хватило средств на счете, чтобы оплатить электрические термометры и пульсоксиметры.
Евгений понял, что в одиночку многих вопросов не решить. Например, в Кичкилейский детский дом потребовалась кухня для комнаты адаптации детей, где они могли бы поиграть в будущее, потренироваться в самых простых вещах - как жарить яичницу или строгать салат. Сделали замеры - угловая кухня потянула на 70 тысяч рублей. Для Жени это была баснословная сумма. У него дома такой кухни нет, а то бы отдал не задумываясь. Тогда подумал: почему какой-то кот в соцсетях собирает по полмиллиона рублей, а на сирот никто не складывается?
Бросил клич среди своих знакомых и в соцсетях. Первый перевод в сто рублей пришел от коллеги по работе. Деньги собирали всем миром. Самый маленький перевод был на 36 копеек, но были и такие, кто внес сразу половину требуемой суммы и просил не называть имени. Сейчас в команде Евгения есть постоянные благотворители, которые поддерживают все начинания, среди них немало известных в Пензе людей и те, кого он ни разу в реальной жизни не видел.
Благодаря неформальному сообществу в Кичкилейке установили новую кухню для детей, где тут же состоялось кулинарное шоу. Оказалось, что многие из ребят ни разу в жизни не держали в руках настоящий нож и не видели целый огурец - только кружочками в салате.
Кроватка для принцессы
Однажды в детском доме Евгений проходил мимо спальни малышей. Дошколята от трех до семи лет спали в кроватках, больше напоминающих... маленькие гробики. Бортики со всех сторон настолько высокие, что забраться в них без посторонней помощи дети, увы, не могут. Так и лежат утром, ждут, когда за ними придут. Рядом с каждой кроваткой стоит стул, который по сути служит им лестницей. Но рискуют далеко не все. Почему дети, лишенные родителей, не могут спать в обычных кроватках, как их сверстники у себя дома?
Посчитали: нужно 15 кроватей и столько же матрацев, потому что старые все разные по размеру и изрядно поношенные. Этот проект благодаря неравнодушным людям удалось реализовать за месяц. Сейчас кровати уже находятся в работе. К Новому году их должны успеть доставить в детский дом.
Конечно, всегда находятся скептики, которые удивляются: с чего вдруг взрослый мужчина решил помогать сиротам? Кто-то не доверяет переводам на личную карту и правильно делает, потому что мошенники поступают точно так же. Есть только одно отличие - им нечем похвалиться, за ними нет команды единомышленников и добрых дел.
На счету Евгения уже не один реализованный проект, он всерьез задумывается о том, чтобы организовать фонд - пусть все будет официально. Но бюрократия и формализм порядком его пугают. Всем сомневающимся он отвечает всегда одно и то же: "Чтобы поверить в добро, достаточно начать его делать".
Недавно Евгений спросил у своих постоянных подписчиков, стоит ли запускать новый проект. Конечно, были те, кто ответили: "Нет, самим есть нечего". Но нашлись и желающие поддержать новую инициативу, их оказалось большинство. Значит, снова закипит работа.
- Антошку, мечтавшего о шапке, помнишь? - рассказывает Евгений. - Он учится ходить. В инвалидной коляске провел большую часть своей жизни. А сейчас осваивает ходунки. Я таких людей не встречал. Он молодец. У него все получится. А шапку для него я тогда все-таки нашел.
Мария Гаврюшина, руководитель Пензенского отделения "Российский детский фонд":
- В нашем сообществе есть устойчивое выражение "как не причинить добро". Многие люди хотели бы помочь сиротам, но не знают, как это сделать. В лучшем случае купят на кассе ненужную вещь, которую магазин обещает передать неизвестно куда, или переведут деньги в ответ на разжалобившую их историю. Но историй таких много, как помочь каждому? Лучше это сделать через известные фонды, если за ними стоят люди, которым вы доверяете. Мошенником может оказаться кто угодно. Это могут быть как те, кто называет себя активистами, так и те, кто называет себя фондами, но на самом деле таковыми не являются. Любой перевод денег без какого-то экспертного мнения - это тоже рискованно. Есть организации, которые занимаются помощью детским домам, к ним всегда можно обратиться. Согласитесь, своих детей мы учим ничего не брать из рук незнакомого человека. А сироты в детских домах к такому привыкают, потом они часто обжигаются во взрослой жизни. Лучше дарить подарки ребенку, который вас знает и для которого вы что-то значите.
Мария Львова-Белова, сенатор от Пензенской области, руководитель некоммерческой организации "Квартал Луи":
- Когда я только начала ездить в детские дома, мне всегда было трудно уезжать и думать, что дальше будет с этими детьми. Вот они порадовались, съели сладости, все разъехались, и все осталось как было. Мне хотелось, чтобы у них появилась перспектива, чтобы они тоже стремились к чему-то, проектировали свою взрослую жизнь. Надо чтобы ребенок вышел из детского дома и мог конкурировать на равных с другими детьми. Вот об этом мы думаем. Поэтому лучше пожертвовать деньги на их обучение и социализацию. А лучшее новогоднее чудо для ребенка - найти семью или постоянного друга, потому что ни за какие коврижки нельзя купить дружбу, общение и опыт.