Напомним, закон был принят Радой в последние дни президентства Порошенко, и русскоязычные избиратели Зеленского питали иллюзии, что их новый президент не будет его подписывать. Однако Зеленский не воспользовался своим правом отклонить дискриминационный и антиконституционный документ, и летом 2019 года подписал его без изменений и доработок. В соответствии с законом, вступающим в силу поэтапно, с 16 января 2021 года все публичные учреждения, а также сфера обслуживания должны перейти на "мову". Штрафы за нарушения "функционирования украинского языка", то есть буквально за обслуживание покупателей и клиентов на русском, начнут взимать с 16 июля 2022 года.
Ради этого и был создан институт "мовного омбудсмена", или, как его называют в социальных сетях - "шпрехен-фюрера", каковую должность занимает экс-губернатор Николаевской области Креминь. Его предшественница ушла с поста, признав провал работы по формированию штата "мовных инспекторов", отсутствие структуры по защите госязыка в принципе, и даже намекнула на тщетность попыток борьбы с русским языком. Креминь выдвигает новые инициативы. Например, предлагает перевести язык жестов на "мову" (да, глухонемые на Украине общаются по-русски), и создать приложение для смартфонов, в котором можно будет жаловаться на употребление русского языка окружающими. Как попытку напомнить о себе и продемонстрировать чиновничье рвение можно расценивать и его напоминание о 16 января.
Существуют большие сомнения, что закон об украинизации Порошенко-Зеленского в принципе может начать действовать как по писаному. В последнее дни все чаще в украинских СМИ рассказывают о конфликтах на языковой почве - в Одессе, Славянске, Запорожье, Харькове, когда на требование "активистов" к окружающим говорить по-украински следует жесткая, часто оскорбительная реакция окружающего большинства. Легко предположить, что таковые требования "по закону" приведут к кратному росту конфликтов в русскоязычных регионах. Поэтому там и не укомплектован штат "мовных инспекторов" - добровольцев нет. К тому же, насильственная украинизация на практике ведет к обратному результату: как гласит статистика компании Google, из десяти самых популярных музыкальных видео, которые украинская молодежь смотрел на платформе Youtube в 2020 году, восемь были российскими, а два украинских спеты на русском языке.