04.12.2020 15:39
Общество

Почему кумирами школьников становятся не космонавты, а блогеры

Текст:  Ксения Колесникова
Сколько времени школьники проводят в Сети? Почему новые кумиры детей не космонавты, а блогеры? Кто они - лидеры мнений у подростков? Об этом ученые, журналисты и представители блогосферы России и Германии говорили на встрече, организованной Российской академией образования, журфаком МГУ при поддержке Фонда "Петербургский диалог".
Читать на сайте RG.RU

"В век тотальной цифровизации, когда процессы перехода от аналоговых технологий становятся максимально быстрыми, необходимо остановиться и осмыслить те последствия, которые уже сегодня оказывают влияние на психическое развитие современных детей, - считает президент РАО, декан факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Юрий Зинченко. - Недавнее исследование ВЦИОМ показало, что профессия блогера пока не воспринимается как серьезная, однако интерес к ней растет в крупных городах. Мы видим, что современные дети не хотят быть космонавтами, как это было раньше. Школьники только и обсуждают блогеров. С одной стороны, любое стремление овладеть профессией похвально, но о чем говорят лидеры мнений из Сети? Сеют ли они разумное, доброе и вечное? Эти вопросы должны не просто интересовать каждого родителя, но и стать поводом для изучения той цифровой среды, в которой находятся наши дети и которая оказывает влияние на развитие системы ценностей подрастающего поколения. Необходимо уже сейчас выстроить эффективное взаимодействие с представителями блогосферы и медиаобразования, чтобы совершить переход от цифровых джунглей к цифровому обществу с цифровой моралью и цифровой этикой. Только так мы сможем обеспечить психологическое благополучие и социальную стабильность нашего общества в цифровой среде".

Российские видеоблогеры заработали 12,6 млрд рублей в 2020 году

Дети сегодня фактически живут в Сети. Этим обеспокоены не только родители, но и ученые. Цифровая активность современных детей намного превышает показатели "экранного времени" их родителей. Ученые считают, что поколения "альфа" и "зумеров" отличают прежде всего ресурсные возможности и восприятие мира. Эти дети уже родились в эпоху тотальной цифры, когда смартфон и доступ к широкополосному интернету есть практически у каждого, а для достижения карьерного успеха совсем не обязателен переезд в крупные густонаселенные города. Вместе с тем, как отмечают специалисты, особенностью детей, рожденных после 1996 года, становится их цифровая незащищенность.

"Сегодня медиа - это уже больше, чем просто технологии, каналы, платформы, системы дистрибуции. Это особое социальное пространство, в котором проявляются свои институты, свои структуры и в котором существуют свои правила поведения и даже своя культура и, возможно, складывается своя этика, которая зачастую может отличаться от профессиональной или даже общечеловеческой", - отметила декан факультета журналистики МГУ Елена Вартанова.

Ученые считают: запрещать - не выход, надо возглавить! Школьники должны уметь отличать фейк-ньюс от достоверной информации и освоить компетенции, помогающие выявить попытки кибербуллинга. Травля в интернете представляет не меньшую опасность, чем в реальной жизни, поэтому нужно формировать этику использования новых технологий.

Проблемы отсутствия границ и возможности контролировать распространение фейк-ньюс волнуют и немецких ученых. Они активно используют виртуальное игровое пространство для противодействия недостоверной информации. Ульрих Таузенд, референт по вопросам медиапедагогики Института медиапедагогики из Мюнхена рассказал о проекте Play Your Role. Он реализуется при поддержке Европейского Союза и содержит в себе 15 концепций мастер-классов, основанных на игровых методах, направленных против риторики ненависти в интернете.

Кому нужен цифровой кодекс против буллинга

"Необходимо рассказывать людям о риторике ненависти и объяснять, какие последствия она несет", - считает Ульрих Тузенд. - В рамках вузовского образования нужно развивать у учащихся навыки определения риторики ненависти и рассказывать о возможных способах борьбы с этой проблемой".

"Сегодня прозрачность - это основа доверия. Доверие - это новая валюта, - считает Камилла Нигматуллина, заведующая кафедрой цифровых медиакоммуникаций Института "Высшая школа журналистики" СПбГУ. - Искренность окупается, как бы прагматично это ни звучало".

Что такое блогинг для современных школьников? Для них - это способ быстрого и менее трудозатратного успеха, а повсеместная цифровизация - возможность реализовать себя в творчестве. Исследования последних лет о выборе профессии будущего показывают, что нынешние дети уверены: хобби может приносить не только удовольствие от процесса, но и монетизироваться. Поэтому дети все чаще увлекаются блогингом и мечтают быть примером для подражания миллионов подписчиков.

Семья и дети Наука МГУ им. Ломоносова