07.12.2020 21:05
Культура

Instagram стал платформой современного искусства

Инстаграм стал платформой современного искусства
Текст:  Полина Шевцова
Российская газета - Федеральный выпуск: №276 (8330)
Музеи и картинные галереи закрыты до 15 января в столице. Несладко в этой ситуации пришлось небольшим частным пространствам современного искусства, но тут пригодился инстаграм, где галереи "выставляют" работы в ленте, а художники продают картины в сторис.
/ Сергей Куксин/ РГ
Читать на сайте RG.RU

Кажется, инстаграм был создан ради художников: жизнь в социальной сети крутится в первую очередь вокруг изображений и видео, а не текста. Вдобавок в приложении вполне реально стать популярным: алгоритмы понятны, коммуникация почти мгновенна, охват - весь мир. И многие художники этим пользуются, продвигая аккаунт как собственную виртуальную галерею, разом выступая в образах творца, куратора и продавца. Навыки ведения блога помогают найти поклонников - тогда инстаграм-профиль становится настоящей визитной карточкой.

Россияне выбрали актеров десятилетия

Вообще художники, да и изобразительное искусство в целом, освоили инстаграм задолго до пандемии коронавируса. Направо ленту листнешь - увидишь перформансы Натальи Данини, правнучки придворного архитектора Сильвио Данини, налево листнешь - попадешь в современную арт-галерею, вверх листнешь - вот и официальный аккаунт ГМИИ имени А.С. Пушкина.

Пандемия только ускорила процесс диджитализации искусства - особенно современного. Во-первых, оно популярнее у молодой аудитории, которая с соцсетями на "ты" с детства. Во-вторых, оно легче трансформируется в онлайн-формат, ведь он для него - одно из художественных средств. В третьих, современное искусство куда проще монетизируется. Если традиционное искусство давно осело под крылом музеев, частных коллекций или старейших аукционных домов, то современное творится здесь и сейчас. И для покупателя с любым достатком найдется работа, доступная по цене.

Здесь и начинается самое интересное. К продаже картин подключились и арт-пространства, которые подстраиваются под новые карантинные условия. Взять, к примеру, аккаунт галереи Cube.Moscow: под одним постом продаются картины постоянного автора Олега Хвостова, под другим - сборная солянка других авторов. Разброс цен - от 500 до 4500 евро. Но предложение не существует без спроса.

Открылась выставка писем легендарного советского разведчика

Словом, спасение искусства - дело рук не только самого искусства, но и всех сочувствующих. Художников и институции поддерживают не только коллекционеры, но и аудитория. Лайк всегда был ценной "валютой", а теперь на него возложено куда больше - он, словно билет в музей, стал пропуском в мир искусства.

Сможет ли такое бурное развитие в Сети пошатнуть традиционные устои арт-рынка современного искусства? Пока нет, потому что сейчас это вынужденная альтернатива оффлайну. Но в будущем, когда галереи вновь распахнут свои двери, художники выйдут из прямых эфиров на вернисажи, налаженные схемы останутся и спокойно станут отличным подспорьем существующим механизмам продажи. А также сослужат добрую службу в просвещении публики и популяризации современного искусства - благодаря тем же лайкам.

Музеи и памятники