Кажется, инстаграм был создан ради художников: жизнь в социальной сети крутится в первую очередь вокруг изображений и видео, а не текста. Вдобавок в приложении вполне реально стать популярным: алгоритмы понятны, коммуникация почти мгновенна, охват - весь мир. И многие художники этим пользуются, продвигая аккаунт как собственную виртуальную галерею, разом выступая в образах творца, куратора и продавца. Навыки ведения блога помогают найти поклонников - тогда инстаграм-профиль становится настоящей визитной карточкой.
Вообще художники, да и изобразительное искусство в целом, освоили инстаграм задолго до пандемии коронавируса. Направо ленту листнешь - увидишь перформансы Натальи Данини, правнучки придворного архитектора Сильвио Данини, налево листнешь - попадешь в современную арт-галерею, вверх листнешь - вот и официальный аккаунт ГМИИ имени А.С. Пушкина.
Пандемия только ускорила процесс диджитализации искусства - особенно современного. Во-первых, оно популярнее у молодой аудитории, которая с соцсетями на "ты" с детства. Во-вторых, оно легче трансформируется в онлайн-формат, ведь он для него - одно из художественных средств. В третьих, современное искусство куда проще монетизируется. Если традиционное искусство давно осело под крылом музеев, частных коллекций или старейших аукционных домов, то современное творится здесь и сейчас. И для покупателя с любым достатком найдется работа, доступная по цене.
Здесь и начинается самое интересное. К продаже картин подключились и арт-пространства, которые подстраиваются под новые карантинные условия. Взять, к примеру, аккаунт галереи Cube.Moscow: под одним постом продаются картины постоянного автора Олега Хвостова, под другим - сборная солянка других авторов. Разброс цен - от 500 до 4500 евро. Но предложение не существует без спроса.
Словом, спасение искусства - дело рук не только самого искусства, но и всех сочувствующих. Художников и институции поддерживают не только коллекционеры, но и аудитория. Лайк всегда был ценной "валютой", а теперь на него возложено куда больше - он, словно билет в музей, стал пропуском в мир искусства.
Сможет ли такое бурное развитие в Сети пошатнуть традиционные устои арт-рынка современного искусства? Пока нет, потому что сейчас это вынужденная альтернатива оффлайну. Но в будущем, когда галереи вновь распахнут свои двери, художники выйдут из прямых эфиров на вернисажи, налаженные схемы останутся и спокойно станут отличным подспорьем существующим механизмам продажи. А также сослужат добрую службу в просвещении публики и популяризации современного искусства - благодаря тем же лайкам.