07.12.2020 19:28
Общество

Вузы могут решить проблему оттока кадров из регионов

Реализуя "третью миссию", университеты могут решить проблему оттока кадров из регионов
Текст:  Виктор Маринин
Российская газета - Спецвыпуск: Образование и карьера №276 (8330)
Возможности вузов как крупнейших интеллектуальных хабов и держателей инфраструктуры, чей потенциал способен быть мощным толчком для развития страны, обсудили на площадке форума "Сильные идеи для нового времени".
/ iStock
Читать на сайте RG.RU

Как полагают эксперты, одна из проблем, которую могут решить вузы, это отток кадров из регионов. В Башкортостане, например, из 17 тысяч студентов в регион возвращаются лишь 500 человек, рассказал руководитель администрации главы республики Александр Сидякин.

Коронакризис внес коррективы в программы студенческих обменов

Для решения этой проблемы в регионе создан Евразийский научно-образовательный центр, в котором запросы бизнеса соединены с развитием науки при учете специфики региона. "Приоритеты регионов вытекают из глобальных вызовов, роль вуза - быть связкой, мостиком между глобальными приоритетами, вызовами и повесткой региона", - отметила исполнительный директор Аналитического центра "Форум" Екатерина Шапочка.

Российские университеты уделяют все большее внимание "третьей миссии" - это понятие включает в себя взаимодействие вуза с обществом, его социальную ответственность и вовлеченность в дела региона и страны. Третьей эту миссию называют потому, что первые две - образовательная и научно-исследовательская. Реализуя ее, вузы должны стать не просто кузницей кадров, а одним из основных элементов формирования социально-экономической среды и инструментом трансформации регионов, отметили участники дискуссии.

В этом году в топ-100 рейтинга "Три миссии университета" представлены три российских участника - Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (21-е место), Санкт-Петербургский государственный университет (40-е место) и МФТИ (46-е место). В реализации "третьей миссии" наибольшего прогресса Россия достигла по двум показателям - количеству массовых открытых онлайн-курсов (МООК) и размеру интернет-аудитории сайтов.

Всего за год число МООК российских вузов на платформах Coursera и edX выросло на 77 процентов. Аудитория сайтов российских вузов в 2020 году выросла в среднем на 69 процентов - это заметный результат на фоне общемировой тенденции к сокращению аудитории сайтов университетов. Как отмечают авторы рейтинга, этому способствовал эффект "низкой базы" - в прошлом году российские вузы уступали западноевропейским по популярности в 2-3 раза. Аудитория сайтов выросла и из-за перехода в онлайн из-за эпидемических ограничений.

В понятие "третья миссия" входит взаимодействие вуза с обществом, его социальная ответственность и вовлеченность в дела региона

Минобрнауки уделяет внимание реализации "третьей миссии" и учитывает ее при отборе вузов - участников программы стратегического академического лидерства. "Мы планируем и дальше стимулировать российские вузы к реализации "третьей миссии". Ведь это способствует увеличению вклада университетов в социально-экономическое развитие регионов и повышает престижность вузов за счет улучшения позиций в международных рейтингах", - отмечал ранее глава ведомства Валерий Фальков.

101 вуз из России в этом году вошел в рейтинг "Три миссии университета", который оценивает университеты из 97 стран

Реализацию "третьей миссии" университетов поддерживает и АСИ. В начале ноября стало известно, что АСИ поддержит реализацию "третьей миссии" в Севастопольском государственном университете. Его участие в рынке Национальной технологической инициативы "Маринет" позволит университету стать базой в апробации и пилотировании технологий в рамках этого проекта.

Образование Занятость