За последние пять лет в Ростовской области число "семейников" и "дистанционников" выросло в два раза, сообщили в министерстве образования области. Правда, до нынешнего года это было не более 0,5 процента всех детей школьного возраста. Но карантин, без сомнения, в несколько раз увеличит эту цифру.
Закон дает свободу
Тут нужно сразу прояснить некоторые термины. Как рассказали специалисты школы FoxFord, сегодня в России есть три вида домашнего обучения: надомное, дистанционное и семейное. В первом случае речь идет о детях с серьезными заболеваниями, которые не могут посещать школу в ежедневно. Это не является формой получения образования. Ученик как бы остается в школе: получает учебники, пишет контрольные и сдает экзамены. При желании он может посещать некоторые уроки в классе, а если есть возможность, и учиться с применением дистанционных образовательных технологий. Заниматься можно даже в больнице, если нахождение в стационаре необходимо. Для перехода на такую форму обязательно нужно заключение медико-социальной экспертизы и заявление родителей.
При дистанционном обучении ребенок общается с учителем по видеосвязи, делает задания онлайн или просто отправляет выполненные работы в электронном виде. Как правило, аттестация сдается очно. С точки зрения закона это тоже не является отдельной формой образования. Обычно это оформляется как заочная форма.
А семейное обучение - это уже вне образовательной организации. В данном случае речь идет об осознанном добровольном уходе из школы и обучении силами семьи. Такой ребенок, как и все школьники, получает аттестат, поскольку обязан сдать государственный итоговый экзамен, и документ ничем не будет отличаться от стандартной "корочки". Именно такая форма сегодня приобретает наибольшую популярность.
- Мои дети были отличниками. Но когда весной ввели временное дистанционное обучение, они сразу же скатились до троечников, а по некоторым предметам и вовсе пошли "неуды". Мы поняли, что нужно срочно что-то менять, - говорит мама двух близнецов из Ростова-на-Дону. - В следующем году, может быть, вернемся в привычный формат. Посмотрим. Пока стараемся наверстать упущенное, и нас все устраивает.
- Мы перешли на семейное обучение после первого класса, и уже три года занимаемся дома, - рассказывает мама ученика четвертого класса Юлия Гавриленко. - У ребенка так называемый синдром дефицита внимания, ему трудно сосредоточиться и работать над одной задачей больше 10 - 15 минут. Затем его внимание непроизвольно переключается на что-то другое. Такая особенность есть у каждого десятого-двенадцатого ребенка. Это нестрашно, проходит к подростковому возрасту. Но заниматься по стандартной программе с ее 40-минутными скучными уроками мы не могли. Школьные учителя, к сожалению, ничего не знают об этих особенностях. Так что мы как минимум до средней школы учимся дома. Здорово, что сейчас есть такая возможность.
Бывает, что в классе по 30 - 35 учеников, и стоит такой "белый шум", что ребенок приходит из школы совершенно пустой. Бывает, что родители вечно в разъездах и таскают ребенка с собой. И так далее. У каждого свои причины. Заниматься дома с детьми могут позволить себе единицы. Но если есть спрос на дистанционку, значит, будет и предложение.
Каждому свое
Сегодня существуют как отдельные курсы, которые помогут ребенку изучить какой-то предмет, так и целые онлайн-школы со своим жестким расписанием занятий по видеосвязи, оценками, домашними заданиями и тестами. Все аттестации можно сдавать у них же, только на ОГЭ и ЕГЭ придется идти вместе с остальными школьниками. Онлайн-школа на "полном пансионе" стоит порядка 40 тысяч рублей в год.
"Уровень самостоятельности, акцент на те или иные предметы, дополнительные курсы вы выбираете сами. Все максимально индивидуально", - рассказали "РГ" в одной из таких школ. Но все же большинство "семейников" пока занимаются самостоятельно, подбирая репетиторов, а также покупая отдельные курсы или сразу всю "теоретическую часть" учебного года.
- Мы проходим все уроки по учебникам школы, к которой прикреплены. Но при этом купили абонемент в онлайн-школе на целый год, куда входят лекции по четырем основным предметам начальной школы: русский язык, математика, окружающий мир и литература. Английский сюда не входит, потому что в разных школах курсы отличаются очень сильно. На дистанционных уроках теорию дают лучшие московские и питерские учителя, причем объяснения сопровождаются разными видеороликами, интерактивными справками, занятными опытами и так далее. То, чего в обычной школе практически невозможно получить. Стоит это удовольствие всего 1200 рублей в год, - рассказывает Юлия Гавриленко. - Остальные предметы, такие как физкультура или ИЗО, у нас отмечаются только зачетом. Для них достаточно принести справку, что ты ходишь в какую-то спортивную секцию, сдать нормативы или, например, принести рисунки из своего кружка рисования.
Чтобы избежать нестыковок с обычной программой, лицензированные онлайн-школы дают тот набор знаний, который считается обязательным в любой школе.
Единственным существенным минусом дистанционного обучения является недостаточная социализация ребенка, признают родители. Особенно если речь о самостоятельном обучении. В таком случае просто необходимо отдавать ребенка в какие-нибудь секции, кружки или на курсы, чтобы он учился взаимодействовать со сверстниками.
Бизнес учится зарабатывать
- С одной стороны, коронавирус усилил приток клиентов в онлайн-образование. Но рынок уже несколько лет зрел для таких изменений, - уверен основатель проекта Examis Николай Близнецов. Еще в 2017 году он, золотой медалист из обычной ростовской школы, создал электронный сервис, который помогал школьникам готовиться к ЕГЭ в игровой форме. В отличие от "заумных" онлайн-тренажеров Николай сделал теоретические курсы в понятной для подростков форме мемов и комиксов. Приложение было основано на принципах мнемотехники: чем ярче образы, тем надежнее они откладываются в голове. Первые результаты тестирования сервиса тогда удивили даже видавших виды скептиков: все пятнадцать школьников, которые вошли в контрольную группу и прошли месячную программу по русскому языку, получили на реальных экзаменах более 80 баллов. Две выпускницы набрали по 90 с лишним.
- За это время мы дали реальную возможность сотням ребят из маленьких городов поступить в Москве и Питере в лучшие вузы страны, - продолжает Близнецов. - Спрос на эти услуги огромный. Сейчас мы делаем еще более глобальный проект, который будем продавать как напрямую ученикам, так и другим онлайн-школам.
Еще одна интересная тенденция последних четырех-пяти лет - рост спроса на "дополнительные предметы", которые нужны современным детям, но их практически не преподают в школах: история искусства, эмоциональный интеллект, программирование и другие. Несколько лет назад ростовчанка Екатерина Семенова открыла по франшизе в разных районах города несколько курсов программирования для школьников. Сегодня на них ходят десятки будущих Стивов Джобсов.
- Современная школа, к сожалению, немного отстает от реалий жизни. Частные школы более подвижны и могут давать детям те компетенции, которые становятся востребованными, - говорит Екатерина.
По словам предпринимателей, государству не следует видеть в них конкурентов, наоборот, господдержка таких проектов, внедрение лучших частных практик в жизнь общеобразовательных учреждений могла бы качественно повысить уровень образования в нашей стране.
- Фактически ты можешь учиться по тем материалам, которые даются в онлайн-школе, вообще не прибегая к учебнику. Но в таких сложных предметах, как математика или русский, лучше перестраховаться и пользоваться традиционным бумажным изданием тоже, - говорит Юлия Гавриленко. - Я думаю, что на сегодняшний момент знания моего ребенка по основным предметам гораздо более "насыщенные", чем у его сверстников в общеобразовательной школе. Он посещает еще дополнительные занятия, ходит в кружок программирования, самостоятельно изучает архитектуру и кино, папа учит личным финансам. И все это без фанатизма, легко и органично.