Подождать до весны
Достаточно окинуть взглядом стройплощадку, чтобы понять, как далеко еще до красной ленточки. Кругом незаконченные конструкции, рабочий беспорядок без признака близкого финала. Подрядчикам не успеть к назначенному сроку, а горожанам соответственно не прогуливаться здесь нынешней зимой.
Невозможность завершить объект до января подтвердил и курирующий строительную отрасль региона вице-губернатор Сергей Шаль. В текущем месяце, по словам чиновника, планируется закончить облицовку плиткой парапетов и лестницы, спускающейся к Миассу со стороны улицы Кирова, вынести инженерные коммуникации, выполнить переустройство ливневой канализации с очистными сооружениями (на протяжении долгих лет здесь сливались неконтролируемые стоки, теперь оборудованы два коллектора). Но на перспективу откладывается окончательная укладка плитки, благоустройство, насыщение прогулочного маршрута малыми архитектурными формами.
Новые сроки окончания работ не называются, ждать придется как минимум до теплых дней - заниматься финишной "шлифовкой" объекта зимой нельзя. Между тем начальник комитета дорожного хозяйства Челябинска Ринат Кучитаров оценивает объемы сделанного примерно в 50 процентов, хотя контракт на обустройство набережной был заключен в ноябре 2019 года. Следовательно, если такими темпами двигаться дальше, понадобится еще год. Источник в горадминистрации отмечает, что сейчас совместно с региональным министерством дорожного хозяйства и транспорта прорабатывается вопрос продления срока муниципального контракта. В качестве контрольной даты звучит 1 сентября 2021 года, чтобы успеть к очередному Дню города.
Без глобального размаха
У планов преобразить восточный участок набережной и сделать здесь прогулочную зону длинная история. Все началось с намерения бывшего губернатора Бориса Дубровского и его команды изменить облик "сурового" Челябинска к саммитам ШОС и БРИКС-2020. Главным символом этой перезагрузки должен был стать комплекс сооружений у реки: центральным объектом виделся "шагающий" через Миасс конгресс-холл, получивший условное название "Крылья". Этому зданию-мосту отводили роль строительной доминанты, главного архитектурного чуда Южного Урала. В нем планировали открыть концертно-спортивные, выставочные залы, гостиницу, офисы, помещения для филармонических коллективов, смотровые площадки. Словом, все то, что должно было притягивать сюда людей.
Проектом, который утвердила госэкспертиза, занялась специально созданная дирекция. Завершение здания хотели синхронизировать с появлением новой набережной, которой отводилась роль транзитного маршрута для наращивания людского трафика к конгресс-холлу. Обсуждали даже, как связать главный пешеходный бульвар Челябинска, Кировку, с будущей набережной, чтобы не прерывать пешеходное сообщение транспортными потоками. Для этого выбирали между подземным переходом и мостом через улицу Труда.
До весны 2019 года успели завершить нулевой цикл "Крыльев", перекинуть с берега на берег гигантские опорные конструкции. Однако новый губернатор Алексей Текслер посчитал, что стройка к международным саммитам (они в итоге здесь вообще не состоятся), цена которой выросла почти до 20 миллиардов рублей, не дело регионального бюджета. Конгресс-холл заморозили, пообещав расконсервировать, когда найдется частный инвестор. В режиме ожидания объект пребывает уже полтора года, смонтированные балки напоминают скелет умершего исполинского животного, а инвестора все нет.
Достойной немедленного воплощения посчитали лишь проект обустройства набережной: он хорошо вписывается в скорректированную концепцию развития общественных пространств, а под нее открыто федеральное финансирование. Не так грандиозно, как намечали, но по доходам, как говорится, и свершения.
Между тем неприятности не отпускали пережившую секвестр стройку. Вначале делать набережную решили по проекту победившей в конкурсе фирмы из Казани. Но, уже оплатив услуги, в мэрии неожиданно охладели к ее изысканиям, заявив, что проект не получил положительного заключения экспертизы, хотя это стало новостью для разработчиков. В итоге реализовывать стали проект челябинской компании, а фактом неэффективного расходования бюджетных средств заинтересовались правоохранители.
Прошлой зимой подрядчик начал отсыпать грунт и делать гидротехнические сооружения, правда, без спешки. К сентябрю ожидали увидеть более-менее готовый объект, но увы. Подрядчик сослался на сложности, губернатор пригрозил ему включением в черный список, если не закончит в срок. Не закончил…
Дорога не выведет
Когда стало известно, что с разрезанием ленточки возникла заминка, горожане начали обмениваться в соцсетях комментариями, вспомнив классику новейшей истории: никогда такого не было, и вот опять. Челябинский политолог Александр Подопригора заметил, что проваленная стройка создает для ее кураторов репутационные риски, так как проецирует на них предыдущие неудачи при подготовке объектов международных саммитов.
Сергей Шаль, впрочем, вселяет оптимизм: мол, на объекте еженедельный строительный контроль, проходят совещания. Ход работ можно отслеживать едва ли не глядя из окна: площадка находится в пяти минутах ходьбы от административных зданий. Но что контролировать еженедельно, если кардинальных перемен не наблюдается?
Почему чиновники в разгар строительного сезона не проявляли особой обеспокоенности? Ряд экспертов усматривает причины провала в неумении реализовывать подобные проекты. В основном благоустройство в городе идет в парках и скверах - там нет серьезных технических и организационных сложностей.
В свое время, вспоминают те, кто постарше, при реконструкции или строительстве важных объектов создавались оперативные штабы, куда входили генеральные и субподрядчики, смежники и поставщики, специалисты и представители власти. Это повышало организованность. Если объект на строгом контроле, то вряд ли станет долгостроем, что недавно доказала и новая инфекционная больница под Челябинском, возведенная всего за 2,5 месяца. А набережная продемонстрировала обратное.
Впрочем, тот же Александр Подопригора считает, что прогулочная зона у реки в нынешнем формате вообще потеряла свою ценность для города с того момента, когда конгресс-холл погрузили в летаргический сон. Сегодня бульвар по берегу Миасса ведет к запруде с застойной водой и масштабному недострою.
- История с конгресс-холлом и набережной - яркий пример того, что получается, когда важные и весьма дорогостоящие решения принимаются без должной экспертной проработки и честного совета с населением, - считает политолог.