С 15 октября по 5 декабря прошел второй этап распродажи туров по России и бронирования отелей с возвратом 20% от стоимости покупки (максимум 20 тысяч рублей), а первый проводился с августа. За два этапа программы россияне купили туры на 6,5 млрд рублей. Государство вернуло туристам за поездки по стране около 1,2 млрд рублей, а всего на программу было выделено 15 млрд рублей. Так что деньги на продолжение программы стимулирования поездок по стране остались.
"Мы решили пойти от конкретного человека, конкретного туриста - и поддержать его, а через него - всю отрасль и регионы. Уникальность программы в том, что каждому туристу предоставлялась возможность участия, но это не было чем-то обязательным, а значит, и не было заранее предопределенного результата", - отметила глава Ростуризма Зарина Догузова. Программа позволила изменить ситуацию в туризме, поддержать отрасль, добавила она. Экономика регионов суммарно получила около 13 млрд рублей, что сделало востребованными сотни тысяч рабочих мест в индустрии туризма и гостеприимства.
Подобную комплексную меру поддержки государство реализовало впервые. На один государственный рубль пришлось шесть рублей средств граждан, которые они потратили на отдых и оздоровление в стране, подчеркнули в Ростуризме.
По данным туроператоров, самым востребованным направлением традиционно оказался Краснодарский край. На этот регион, согласно различным оценкам, пришлось от 40 до 70% бронирований туров. Также в числе наиболее популярных направлений оказались Кавказские Минеральные Воды, Крым, Калининград. В средней полосе России были востребованы экскурсионные туры в Ивановскую, Ярославскую, Нижегородскую, Тверскую, Владимирскую, Костромскую области, а также в Москву и Подмосковье.
Популярны и лыжные курорты, например, Шерегеш в Кемеровской области. Часть россиян решили отправиться на север страны в Мурманск, Великий Устюг, а также в Сибирь и на Урал. Как отмечают туроператоры, росту популярности этих направлений способствовали введенные чартерные программы.
Как говорят сами представители турбизнеса, идея оказалась очень своевременной и стала одной из востребованных мер господдержки. Программу стоит продлевать, особенно в низкий туристический сезон. "В этот раз программа существенно помогла росту продаж в санаторно-курортном сегменте, ее вполне можно было бы распространить на детский туризм, который показывает сейчас колоссальное падение", - пояснил "РГ" гендиректор туроператора "Алеан" Илья Уманский. Необходимость продлить программу отмечают и представители туроператора "Туи". Период после середины января - традиционно низкий сезон, вообще в программу не входил. А это как раз то время, когда нужна дополнительная поддержка спроса, указывают в компании.
В Ростуризме согласны с тем, что потенциал программы раскрыть до конца не удалось. Помешало недостаточное количество внутри страны массового конкурентного по соотношению цены и качества туристического продукта. Сдерживала туристов и сложная эпидемиологическая ситуация.
Режим повышенной готовности сейчас действует во многих регионах страны, в том числе на популярных туристических направлениях, например, в Краснодарском крае, Санкт-Петербурге. В общественных местах предписано носить маски и перчатки, соблюдать социальную дистанцию.
В ряде регионов, например, в Алтайском крае, Архангельской, Калининградской областях, по данным портала Ростуризма Ruissia Travel, для людей в возрасте старше 65 лет, а также страдающих хроническими заболеваниями, действует режим самоизоляции.