10.12.2020 23:16
Культура

Грозит ли нам всемирная музейная реституция

Грозит ли нам всемирная музейная реституция?
Текст:  Полина Шевцова
Российская газета - Федеральный выпуск: №280 (8334) Российская газета - Столичный выпуск: №280 (8334)
Египетские саркофаги, римские статуи, китайский фарфор - таким культурным разнообразием не удивишь ни один музей в Европе. В них знакомятся и изучают не только искусство отдельно взятых государств, но в целом историю мировой культуры. Но вот с некоторых пор пошел процесс переоценки казавшегося прежде незыблемым положения вещей в музейных хранилищах - в буквальном смысле слова.
/ Олеся Курпяева
Читать на сайте RG.RU

Все началось в 2007 году, когда ООН выпустила декларацию о правах коренных народов. Одна из её статей призвала государства вернуть коренным народам разных стран "культурную, интеллектуальную, религиозную и духовную собственность", которую у них забрали без "свободного предварительного информированного согласия или нарушив их законы, традиции и порядки". Призыв не остался незамеченным. В 2009 году Лувр отдал Египту фрагменты настенного рисунка, который, по словам восточной стороны, был незаконно вывезен из страны в восьмидесятых годах. Три года спустя Нигерия призвала музей изящных искусств в Бостоне вернуть в страну три десятка объектов, захваченных английскими военными в конце XIX века, а в 2017 году потребовала у Британского музея возвратить бенинскую бронзу.

Русский музей собрал выставку картин Серова специально для Ярославля

В 2020 году дискурс вокруг перемещенных ценностей остался актуальным. В минувшем октябре дирекции Рейксмузеума и Этнографического музея решили вернуть около ста тысяч экспонатов странам, откуда артефакты вывезли в колониальную эпоху. В их числе - и алмаз в 70 карат, который когда-то принадлежал индонезийскому султану Банджармасина. Руководитель Этнографического музея Стийн Схондервуд отметил, что тем самым Нидерланды признают несправедливость ранее совершенных действий, а принятая инициатива становится "большим шагом вперед".

Что это? Раскаяние в колониальных грабежах или передел музейных ценностей? Как теперь быть - заново распределить экспонаты между странами или оставить все как есть? Конечно, сложно оценить происхождение сокровищ в музейных коллекциях без исторического контекста, который чаще всего оказывается негативным. Одни экспонаты оказались в хранилищах вследствие кровопролитных колониальных войн, другие - из-за желания "цивилизованных" держав создать своеобразную "кунсткамеру" заморских ценностей. Известны и такие проявления расизма - даже в ХХ веке в музеях, бывало, выставляли останки африканцев в качестве "человеческих зоопарков". Возможны в наше время такие "цирки уродов"? С точки зрения руководства Рейксмузеума и Этнографического музея - нет.

При этом любой прецедент вокруг возврата ценностей, вывезенных из порабощенных некогда стран, - огромный стресс для мировой музейной экосистемы. Невозможно представить себе ситуацию, в которой все музейные экспонаты вернутся в страны, где они были созданы, - это поставит под удар устройство и смысл музеев в принципе. Важнейшие мировые ценности истории, искусства и науки, собранные в залах современных музейных центров Европы, ближе и доступнее, когда они не разбросаны по всему земному шару.

Лучшим образовательным проектом года стал музей "Дорога памяти"

Единого решения проблемы нет. Но механизм запущен, прецедент создан, дальше каждая музейная институция будет действовать по-своему. Одни займут позицию "ни шагу назад", другие - пойдут навстречу новым веяниям и требованиям своих заграничных коллег. Наверное, возможен компромисс: временное экспонирование ценностей в бывших колониальных странах - при сохранении прав на них европейских музеев. Как говорил поэт - куда влечет нас рок событий? Поживем - увидим. Каждая музейная история индивидуальна - тем интересней наблюдать: в какую сторону покатится мир.

Авторитетное мнение

Михаил Швыдкой, спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству:

- Тема реституции культурных ценностей, безусловно, очень сложна. Мировое музейное сообщество обсуждает сегодня эти проблемы, вовлекая в дискуссии международные организации, юридические структуры, действующих политиков и экспертов разных специальностей. Возвращение ценностей, перемещенных из страны в страну в результате колониальных захватов, в отличие от тех, что утратили прежних владельцев в процессе двух мировых войн и их последствий, не имеет жестких юридических решений.

Швыдкой: Антонова создала музей, вошедший в высшую лигу музейного сообщества

Еще во время Второй конференции мира 1907 года в Гааге была принята вторая редакция Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны (первую приняли в 1899 г.). Заключительная 56-я статья этой Конвенции предусматривала особый статус культурных ценностей: "Собственность общин, учреждений церковных, благотворительных и образовательных, художественных и научных, хотя бы принадлежавших государству, приравнивается к частной собственности. Всякий преднамеренный захват, истребление или повреждение подобных учреждений, исторических памятников, произведений художественных и научных воспрещаются и должны подлежать преследованию".

Эта Конвенция послужила своего рода фундаментом для последующих документов, защищающих культурное наследие человечества во время военных конфликтов. Ничего подобного не было до 1907 года, в том числе и в отношении действий западных стран в своих колониях. Известна апокрифическая фраза Наполеона в ответ на просьбу итальянских аристократов вернуть им культурные ценности: "Воюйте!"

Несмотря на ряд документов ЮНЕСКО, призывающих вернуть культурные ценности, вывезенные в метрополии из бывших колоний, позиция крупнейших музеев мира в этом вопросе весьма консервативна. Они не хотят музейного передела и намерены сохранять статус-кво. Не думаю, что объявленная акция двух нидерландских музеев станет образцом для подражания Лувру или Британскому музею.

Музеи и памятники