Вообще-то обновленный Налоговый кодекс освободил безвозмездную передачу товаров, работ, услуг и имущественных прав от обложения НДС еще в 2016 году. Однако организации, которые получают вычет по налогу на добавленную стоимость, фактически лишаются "благотворительных" преференций.
Дело в том, что существует два вида НДС: исходящий и входной. Компании, которые находятся на общей системе налогообложения, перечисляют государству 20 процентов от стоимости реализованных товаров и услуг - это исходящий налог. Что касается входного налога, он косвенно платится продавцу при покупке продукции с НДС. При формировании суммы исходящего налога налогоплательщики могут получить вычет на сумму входного.
Допустим, хлебокомбинат безвозмездно передал волонтерской организации булочки собственного производства без уплаты НДС. В глазах государства он передает также часть купленных товаров, по которым входной налог на добавленную стоимость уже был принят к вычету.
Следовательно, НДС, не уплаченный благодаря вычету за приобретенное сырье, необходимо восстановить - то есть перечислить в государственную казну. Многие отказываются от льготы на благотворительность (а чаще от передачи продуктов нуждающимся), чтобы только не оформлять возврат. Нет стимула заниматься товарной благотворительностью и у ретейлеров.
Реформа системы льгот для благотворителей, анонсированная на федеральном уровне, крайне своевременна, уверен руководитель экспертной группы Северо-Западного бюро по защите прав предпринимателей, советник вице-президента "Опоры России" Александр Мельников. В этом году у бизнеса, особенно у некрупного, было меньше, чем в прошлые годы, возможностей перечислять на благотворительность денежные средства.
- При этом у производителей в любые годы остаются нереализованные товары - качественные, с нормальным сроком годности, - комментирует ситуацию Александр Мельников. - Если решить вопрос с уплатой НДС, а также налога на прибыль на такую продукцию, в выигрыше останутся все стороны. Можно, к примеру, ввести дополнительный налоговый вычет на исходящий НДС.
Плательщики общей системы налогообложения должны, помимо 20-процентного НДС, также перечислять в бюджет 20 процентов с разницы между доходами и расходами. При этом траты, связанные с благотворительной деятельностью, раньше не уменьшали налогооблагаемую базу. В текущем году у бизнеса появилась возможность записывать в свои расходы товары или деньги, переданные некоммерческим организациям (НКО). Но речь идет лишь о сумме, не превышающей одного процента от выручки благотворителя.
- Этот лимит нуждается в корректировке в сторону увеличения - хотя бы для субъектов малого и среднего бизнеса, - продолжает Александр Мельников.
Первый, и пока единственный, в нашей стране "банк еды" - Фонд продовольствия "Русь". Эта благотворительная организация получает заявки от благотворителей, оперативно вывозит продукцию со складов и раздает ее нуждающимся. Речь идет о еде, пригодной к употреблению по всем нормам действующего законодательства.
За 11 месяцев этого года волонтеры фонда спасли от утилизации на свалке почти шесть с половиной тысяч тонн пищи и товаров первой необходимости. Из них более 900 тонн - в регионах СЗФО.
- В 99 процентах случаев наши благотворители - это производители продуктов питания, - отмечает руководитель фонда Юлиа Назарова. - Выстроить взаимодействие с ретейлерами не удается из-за действующего "налога на благотворительность" - НДС. К счастью, преференция по налогу на прибыль начала действовать, и это огромный шаг вперед, однако остается барьер в виде НДС, решения по которому мы очень ждем.
По данным Российской ассоциации электронных коммуникаций и "ТИАР-центра", ежегодно в России на этапе хранения, реализации и потребления образуется 17 миллионов тонн пищевых отходов.
- Если у нас получится спасать ежегодно хотя бы 1,2 миллиона тонн продуктов, это позволит каждый месяц обеспечивать едой всех нуждающихся россиян, - продолжает Юлиа Назарова. - Системное решение по борьбе с уничтожением продовольственных излишков, с одной стороны, укладывается в приоритетные направления нацпроекта "Экология" в части предотвращения образования отходов и рационального использования ресурсов. С другой стороны, решает задачу по обеспечению продовольственной безопасности страны. При этом важно, что при снятии налогового бремени по НДС не возникает выпадающего дохода.
В Калининграде товарной благотворительностью занимается некоммерческая организация Danke-Shop. Она собирает у калининградцев ненужную одежду с помощью специальных контейнеров. Часть вещей волонтеры раздают нуждающимся, часть распределяют по благотворительным организациям, часть продают. Прибыль после покрытия всех расходов также направляется на благотворительность.
НКО находится на упрощенной системе налогообложения, поэтому проблемы, связанные с НДС, ее не коснулись. Зато в этом году в магазинах возникли проблемы со спросом. Так, ноябрь 2020-го просел по сравнению с ноябрем 2019-го примерно на 20 процентов.
- Честно говоря, мне сложно представить, чем нам можно помочь с фискальной точки зрения - рассуждает руководитель проекта Андрей Громнюк. - Если же говорить в принципе о развитии товарной благотворительности, реальная льгота по НДС для плательщиков общей системы налогообложения действительно может кардинально обновить эту сферу.