24.12.2020 12:20
Общество

В Самаре разработают газотурбинную установку для энергетики на водороде

Текст:  Ольга Дмитренко (Самара)
Читать на сайте RG.RU

Самарский университет и "Силовые машины" сделают первую в России газотурбинную установку для тепло- и электроснабжения на метано-водородном топливе. Она будет более экологичной по сравнению с аналогами на керосине или природном газе, сообщила пресс-служба вуза.

Новосибирские ученые выяснили, почему коровы не мерзнут зимой

Сегодня на базе университетского центра газодинамических исследований создано совместное конструкторское бюро (КБ). Оно займется разработкой технологий производства камер сгорания энергетических газотурбинных установок, работающих на альтернативном топливе с высоким содержанием водорода.

- Это новое направление в энергетике России, подобных отечественных установок пока не существует, - рассказал начальник КБ Сергей Матвеев. - Первым нашим проектом станет разработка камеры сгорания для перспективной газотурбинной электростанции ГТЭ-65В мощностью 65 МВт. В качестве топлива в этой установке будет использоваться метано-водородная смесь. Это позволит увеличить мощность турбины (прим ред. водород существенно превосходит авиационный керосин по теплотворной способности) и снизить количество вредных выбросов в атмосферу.

Как показали предварительные исследования, использование метано-водородной смеси с долей водорода 40-50 процентов увеличит мощность газотурбинной установки примерно на 10 процентов. Такое оборудование можно будет в перспективе использовать на крупных промышленных предприятиях, для тепло- и электроснабжения малых городов или жилых районов мегаполисов.

Экспериментальную модельную камеру сгорания изготовят на 3D-принтере в лаборатории аддитивных технологий самарского вуза. Работы начнутся уже в феврале 2021 года, они займут несколько лет. Разработку технического проекта камеры сгорания газотурбинной установки предполагается завершить в 2023 году, после чего на промышленном предприятии "Силовых машин" будет изготовлен опытный образец.

Пермские ученые разработали протез руки на основе композитных мышц

Производитель не случайно выбрал самарский вуз для сотрудничества, поскольку исследования в области применения водородного топлива ведутся в регионе еще с 60-х годов прошлого века. В двигателестроительном конструкторском бюро под руководством академика Николая Кузнецова был создан уникальный двигатель НК-88, работающий на жидком водороде. Он был установлен на экспериментальном самолете Ту-155, впервые поднявшемся в воздух 15 апреля 1988 года. Это был первый в мире самолет, использовавший водородное топливо. Он успешно прошел комплекс испытаний, совершив несколько международных перелетов по Европе. В основной состав инженеров, работавших над этим двигателем, вошли выпускники Куйбышевского авиационного института (сейчас Самарский университет).

Наука Самарская область Средняя Волга