Времена больших моллов прошли, соглашаются эксперты. И такое развитие потребует умелого перепрофилирования площадей. В целом данное явление - это просто изменение рыночной конъюнктуры и покупательского поведения, а не глобальная проблема, отмечает Иван Татаринов, коммерческий директор девелоперской компании Glincom.
Трансформация действующих торговых центров в многофункциональные общественные пространства идет уже несколько лет, соглашается Ксения Титова, руководитель подразделения "Градостроительство" Фонда ДОМ.РФ. Это уже не комплекс магазинов, а место для семейного досуга с детскими игровыми комнатами и фудкортами. Торговые центры все чаще становятся и рабочими местами для россиян: дистанционный режим привел к росту популярности коворкингов. Трансформируется и сама торговля - распространяются бесконтактные способы оплаты и кассы самообслуживания, магазины постепенно превращаются в пункты выдачи товаров. В перспективе торговый центр превратится в деловой и культурный центр с музейными и выставочными пространствами, образовательными площадками и лекториями. В нем будут оказываться новые виды услуг, например медицинские, как уже происходит в европейских странах. Хорошим примером того, что "будущее уже рядом", может стать тот факт, что именно в московских торговых центрах открывают выездные пункты вакцинации, а в других городах кареты с медиками располагаются по соседству с ними.
Торговые компании также не стоят на месте. Например, в модном сегменте бренды начали развивать концепцию омниканальности, расширяющую коммуникацию с клиентами, а также ломающую традиционные представления "продавец - покупатель". Так, производители одежды и обуви уже вовсю предлагают покупателю помощь по подбору одежды, ее прокат, кто-то принимает старую обувь и одежду в переработку, другие чистят и ремонтируют обувь, а спортивные бренды организуют площадки для медитаций, кардиоупражнений и интервальных тренировок, отмечает Юлия Вешнякова, гендиректор "Академии розничных технологий".
Конечно, на то, как именно будут перепрофилированы торговые площади, оказывают влияние покупатели, ведь бизнес всегда исходил от их потребностей, уточняет Милослава Лисиенкова, эксперт в области fashion retail. Сегодня торговым центрам необходимо уходить от концепции "для всех", а максимально точно определять и глубоко изучать свою целевую аудиторию. Например, нужно ли вкладываться в детскую зону, если торговый центр определяет свою аудиторию как преимущественно работающую взрослую без детей? Одним из важных трендов эксперт называет акцент на эмоциональное восприятие пространства посетителем. Сегодня маркетологи называют миллениалов (родившихся с конца 1970-х до начала 2000-х) самыми многочисленными платежеспособными потребителями, а для них эмоции - это главное, что они хотят получить от окружающего их мира.
В целом, уверена Анастасия Костомахина, аналитик департамента торговой недвижимости Accent Capital, свободные средства и силы устремятся в регионы, в недообеспеченные торговыми центрами города с высоким уровнем доходов населения (Якутск, Пермь) и на Дальний Восток.
В мегаполисах же, где розницы и так с избытком, дальнейшее развитие получит формат районного торгового центра, концепцию и формат объекта необходимо детально анализировать для каждого отдельного случая, принимая во внимание существующую и потенциальную конкуренцию, перспективы развитие дорожных сетей и района в целом, полагает Дмитрий Морозов, глава архитектурного бюро A61.
Тем временем
Перспективы развития розничной торговли - предмет ожесточенных дискуссий сегодня. Так, на прошедшем гайдаровском форуме генеральный директор "ДНС Групп" Дмитрий Алексеев отметил, что у непродовольственной офлайн-розницы - прекрасные перспективы, так как покупателю нужна возможность контакта с товаром и консультантом: выбирая компьютерную и другую технику, покупатель по-прежнему хочет оценить ее лично и поговорить с продавцом. Кроме того, в массовом сегменте "очная" транзакция (визит в магазин) стоит дешевле, чем онлайн, так как "живая" доставка товара сегодня требует больших затрат. От ее удешевления и будет зависеть жизнеспособность "живых" магазинов, полагают эксперты.
(комментарий подготовлен газетой "Бизнес Новости в Кирове")
Андрей Усенко, президент Вятской торгово-промышленной палаты:
Как и по всей стране, пандемия негативно отразилась на работе торговых центров в Кировской области: после введения карантина они были полностью закрыты. При этом ТЦ в Кирове открылись одними из первых в стране. Это позволило выйти из ситуации с наименьшими потерями как для собственников объектов, так и расположенных в них арендаторов.
К сожалению, часть ограничительных мер сохранилась: совсем недавно были сняты ограничения на работу футкортов, а детские развлекательные площадки в ТЦ до сих пор не работают. В этом случае говорить о полной нормализации работы ТЦ, конечно, не приходится. Торговые объекты до сих пор находятся в состоянии сниженного покупательского потока, наблюдается ротация арендаторов - переход из одних центров в другие. В этой ситуации, как и для всех в кризисное время, для собственников и арендаторов встает вопрос оптимизации своей деятельности, сохранения коллектива.
Как быть собственнику ТЦ, чтобы выдержать удар пандемии? Как показала наша практика, хорошие результаты дает объединение участников рынка. Возобновление работы ТЦ после введенных ограничений произошло после подписания декларации о соблюдении санитарных требований владельцами торговых объектов. Затем мы от лица Вятской ТПП, работая с предпринимательским сообществом, продолжали продвигать интересы бизнеса в органах власти. В этом плане сформировалась положительная практика, опыт, которые необходимо сохранить, потому что ситуация будет нормализовываться еще долго.
Надо учитывать и предстоящие изменения на рынке. Если брать Киров: именно в этот период здесь открывается новый крупный торговый центр. Он заберет на себя не только часть арендаторов, но и покупательские потоки. Покупатели, которым интересны новые бренды, переориентируют свой шоппинг. Для работающих в Кирове ТЦ это, как мне кажется, дополнительная сложность - не столько с точки зрения ухода арендаторов, сколько с точки зрения оттока покупателей. С одной стороны, открытие в кризис новых предприятий - это положительный тренд, с другой - усиление конкуренции на рынке. В сегодняшней ситуации это дополнительно может сказаться на работе действующих в Кирове объектов.