28.01.2021 20:25
Экономика

Доля несырьевого экспорта в 2020 году составила 48%

Доля несырьевого экспорта приблизилась к 50%
Текст:  Ирина Алпатова
Российская газета - Федеральный выпуск: №18 (8369)
Российский несырьевой неэнергетический экспорт (ННЭ) пришел к концу 2020 года не в таком драматичном состоянии, как прогнозировали прошлой весной. Поставки, по предварительным расчетам, достигли 160 млрд долларов (+3,5% к прошлому году). Основные драйверы - АПК и драгметаллы. Пандемия подтолкнула рост поставок лекарств, бумажной и пластиковой упаковки, защитных средств и медицинского оборудования. Выросла электронная торговля. Впервые за 20 лет доля ННЭ в общем экспорте составила почти половину - 48%. Об этом рассказала на брифинге глава Российского экспортного центра (РЭЦ) Вероника Никишина.
Читать на сайте RG.RU

В РЭЦ рассчитывают, что в 2021 году удастся удержать позитивную динамику, но мнения экспертов на рынке разнятся. В правительстве обсуждают методику расчета - некоторые экспортные статьи могут переосмыслить. Надо понять, например, насколько системным был прирост в 2020 году экспорта АПК и золота. От этого будут зависеть прогнозы. Но однозначно год будет непростой, отметила Никишина. А впереди масштабная задача - согласно обновленному нацпроекту по поддержке экспорта Россия должна нарастить выручку от поставок ННЭ на 70% к 2030 году. Точкой отсчета станут результаты 2020 года.

Россияне начали продавать больше товаров за границу

Ставку РЭЦ будет делать на развитие сервисов "одного окна" для экспортеров, чтобы максимально упростить выход российских товаров за рубеж. За 2 месяца существования этой цифровой платформы на ней зарегистрировалось 1500 компаний. К 2024 году их должно стать 6 тысяч. Через систему межведомственного взаимодействия к платформе подключили 12 ведомств, включая ФТС и ФНС (постепенно подключится еще 20). Через 3-4 года на платформе будет не менее 30 сервисов. Первые уже запущены сейчас. Популярностью пользуется программа компенсации части затрат на участие в выставочных мероприятиях. "Офлайн-выставки постепенно восстанавливаются, - рассказала Никишина. - В феврале мы уже вывозим наши кондитерские компании на выставку продуктов питания в Арабские Эмираты".

Дальнейшее развитие экспорта будет также связано с ростом электронной коммерции. В прошлом году РЭЦ опробовал новые методы продвижения российской продукции в Китае - глава компании лично провела 2 стрима (прямых эфира) с популярными китайскими блогерами. Также в системе "одного окна" РЭЦ планирует запустить сервис, позволяющий экспортерам размещать свои товары сразу на нескольких маркетплейсах.

До 2030 года Россия должна нарастить экспортную выручку на 70%

В 2020 году группа РЭЦ поддержала экспорт на 19,2 млрд долларов, не считая агентских, консультационных и других услуг. Основная доля этой поддержки (более 17 млрд долларов) приходится на страхование экспортных сделок по линии дочерней компании группы - страхового агентства ЭКСАР. Почти 30% из них пришлось на новых клиентов. Кроме того, агентство, ранее специализировавшееся на поддержке крупных компаний, все больше работает с малым и средним бизнесом. "Если крупные компании имеют свою систему риск-менеджмента, то для маленьких страховка - это вопрос выживаемости. Если такой экспортер сделал крупный контракт и не получил выручку, то помимо финансовых сложностей он получает проблемы с валютным законодательством и возвратом долга", - рассказал Никита Гусаков, гендиректор агентства. С этого года к страхованию экспорта подключаются и частные страховые компании.

ВЭД