К 2030 году ННЭ должен вырасти на 70% по сравнению с итогами 2020 года - такие показатели эффективности диктует нацпроект по поддержке экспорта. Удастся ли золоту и в последующие годы показать такую же динамику, чтобы поддержать рост ННЭ, предсказать пока сложно.
В прошлом году на рост "золотых" поставок повлияло несколько факторов. С одной стороны, спрос на золото упал в 2020 году до минимума за последние одиннадцать лет, следует из отчета Всемирного совета по золоту (WGC). Однако инвесторы так активно вкладывались в этот актив, что золото подорожало на 25%. Экспорт российского золота дополнительно простимулировал Банк России, приостановив с 1 апреля 2020 года внутренние закупки драгметаллов. Вдобавок российские власти разрешили золотодобытчикам экспортировать самостоятельно.
Будут ли эти факторы работать в следующем году, пока неизвестно. Эксперты полагают, что потребительский спрос на золото будет восстанавливаться, но центральные банки также могут возобновить закупку золота. Сильная зависимость золота от конъюнктуры финансовых рынков и действий регулятора ставит вопрос о целесообразности его учета в структуре ННЭ. Этот вопрос сейчас обсуждается в правительстве. "Золото должны исключить из методики расчета ННЭ как раз для того, чтобы избежать его искажающего влияния", - отмечают в РЭЦ. Без золота величина ННЭ будет меньше, но темпы будут рассчитываться более корректно.