24.03.2021 20:19
Культура

На экраны выходит аниме Горо Миядзаки "Ая и ведьма"

На экраны выходит аниме Горо Миядзаки "Ая и ведьма"
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №63 (8414)
Хаяо Миядзаки - имя, которое любого заставит стремглав бежать в кинотеатр. Его шедевры в жанре аниме можно пересматривать без конца.
/ "Русский репортаж" / "Наше кино"
Читать на сайте RG.RU

Горо Миядзаки - его сын, тоже режиссер-аниматор, вечно обреченный на сравнения со своим великим отцом. Только этим ревнивым сравнением я могу объяснить суровый прием, который ждал его картину "Уховертка и ведьма" в зарубежной критике. У нас фильм выходит под названием "Ая и ведьма", и надеюсь, прием у публики будет более благосклонным. Он не шедевр, но, по-моему, и не столь отвратителен, как пишут самые строгие из зарубежных рецензентов.

Студия Disney проверила свою анимацию на расизм и политкорректность

Сын постарался максимально уйти от отцовских принципов и сделал первую в истории его прославленной студии "Гибли" компьютерную анимацию. Напомню, что создатель "Рыбки Поньо..." и "Унесенных призраками" Хаяо Миядзаки ее не признает принципиально: она более холодна, чем рукотворная рисованная мультипликация, а ее герои менее фантазийны, потому что похожи на пластмассовых кукол из детского универмага. Здесь первое важное отличие "Аи и ведьмы" от, скажем, "Ходячего замка", снятого Миядзаки-отцом по книге той же британской писательницы Дианы Уинн Джонс, по роману которой снял свой новый аниме сын его Горо.

Второе, не менее важное: доверившись всемогуществу компьютера, Горо Миядзаки не уделил столь же тщательное внимание разработке фабулы фильма и его диалогов: в фабуле слишком много дыр, прорех, недоговоренностей и неясностей, в диалогах нет афористичности и своеобразной, по-детски наивной поэтики, присущей картинам Хаяо Миядзаки. Из всего этого проистекают неизбежные, очень заметные провисы и длинноты.

Разницу в масштабах дарований оставим в стороне: из того, что по земле ходят гении, не следует, что всем остальным нужно заткнуться. Хаяо Миядзаки, как и Уолт Дисней, творцы не фильмов, а самостоятельных авторских вселенных, у Горо же получилась просто неплохая картина, которую нужно смотреть без гнева и пристрастия, - как мы смотрим любой добротный мейнстрим.

Начинается динамично: по хайвею мчится рыжеволосая мотоциклистка, ее преследует на чем-то, смахивающем на "москвича" древней модели, взвод ее товарок - как потом выяснится, ведьм, с которыми она поссорилась. Почему поссорилась - неважно, важно, что улепетывает. Горо Миядзаки берет на вооружение не только компьютер, но и базовый принцип компьютерных игр: не спрашивать, почему и зачем, а увертываться, бежать и стрелять.

Стрелять девица не будет, но подкинет сверток с младенцем к порогу детдома и пообещает вернуться, когда выяснит отношения с товарками. Младенец вырастет в девочку Аю, хоть и маленькую, но до наглости самостоятельную. Она всем дерзит, но именно за это ее почему-то все любят.

Детишки ждут, когда их кто-нибудь усыновит, но когда именно дерзкую Аю вдруг выберут пухлая матрона в шляпе и мрачный верзила в плаще, она такому повороту событий не рада. Матрона, естественно, окажется ведьмой, стряпающей зелья из глаз тритонов, земляных червей и прочей дьявольской снеди. Ая, естественно, захочет всему этому колдовству научиться. Впрочем, черная магия не имеет в фильме сколько-нибудь интригующих и тем более - устрашающих последствий и пугает не более, чем лепка пирожков с требухой. Да и сама ведьма Яга больше похожа на сварливую повариху, чем на злую колдунью. Сюжет пойдет ни шатко ни валко, без особой прыти, но, если не придираться, занятно.

Режиссер "Огонька" Константин Щекин рассказал о тайнах изобретения сказок

Компанию пополнит черный кот-философ с желтыми глазищами, обнаруживший способность говорить. Животное, как обычно бывает в кино, придаст фильму флер человечности, его утеплит и сделает более удобоваримым. В целом картина, хоть и связана с ведьминскими привычками, не устрашит и младенца, ее нужно смотреть как компьютерную игру, не ожидая особой логики и получая удовольствие от прихотливых, часто абсурдных, но вполне безопасных прыжков и ужимок сюжета. Работу ее художников, конечно, не сравнишь с тончайшими стежками ручного вышивания у Миядзаки-старшего, но она на это и не претендует: это работа машинная, менее одушевленная, более жесткая и "фотографичная" по стилю - пейзажи вообще кажутся фотоснимком, по которому слегка прошлась рука ретушера.

Сын постарался максимально уйти от принципов отца и ручную анимацию сменил на компьютерную

В персонажах бросается в глаза кукольность: мимика героини слишком напоминает конвульсивные гримасы и полностью лишает ее какого-либо обаяния; кот не столько пушист, сколько сшит из тугого синтетического плюша. Чуть более гротескны и потому сказочны ведьма Белла Яга (судя по английской фамилии этой дамы, дальняя родственница нашей Бабы Яги) и особенно проходящий сквозь стены остроухий верзила Мандрагор - сначала зловещий, испускающий искры книгочей, а потом сбросивший личину ведьмака и ставший вполне цивильным рок-музыкант.

Рок сюда приплетен тоже не слишком логично, даже как-то волюнтаристски. Возможно, он явился в результате каких-то сугубо личных пристрастий режиссера - именно эти кадры фильма наиболее экспрессивны, азартны, хорошо прорисованы, музыкально смонтированы и заставляют зрителя слегка поерзать, как бы танцуя, в кресле.

Анимация