26.03.2021 13:10
Общество

В Томске научились делать арктический мазут из старых покрышек

Текст:  Наталья Граф
Томские ученые разработали технологию получения морозостойкого мазута из старых автомобильных покрышек.
Читать на сайте RG.RU

По подсчетам изобретателей, ежегодно в России выбрасывается около 1 миллиона тонн отслуживших свое покрышек, а во всем в мире - около 1 миллиарда тонн. Большинство их вывозится на загородные свалки, что вызывает беспокойство экологов. Ведь покрышки выделяют токсичные вещества даже под воздействием обычного солнечного света.

Пермские ученые создали нейросеть для защиты от коммунальных аварий

- Мы относимся к покрышкам не как к мусору, а как к источнику полезных для промышленности продуктов, - рассказывает заместитель директор Инженерной школы энергетики ТПУ Владимир Губин. - И мы целенаправленно искали методы, позволяющие перерабатывать покрышки с максимальной пользой - экономической и экологической.

Пока в нашей стране перерабатывается только 30 процентов старых резиновых шин на малотоннажных производствах методом пиролиза. Это термическое разложение продукта в безвоздушной среде.

В Томске ученые впервые в России предложили использовать для этих целей метод паровой газификации. Они создали и апробировали экспериментальную установку, на которой разложение резины происходит под действием перегретого водяного пара.

- Мелкая резиновая крошка из покрышек разлагается на полезные продукты. В частности, выделяются жидкие углеводороды - мазут, - сообщили "РГ" в пресс-службе Томского политеха.

Лабораторные исследования показали, что топливо, полученное из покрышек, обладает уникальными характеристиками. Обычный мазут замерзает в диапазоне от +10 до -10°С в зависимости от марки. А мазут из резинового вторсырья не теряет своих свойств при температурах до -50 °С, поэтому он отлично подходит для использования в условиях арктических морозов. Например, в качестве топлива для котельных и судов.

- В нем гораздо ниже содержание серы, что делает его более экологичным, при этом он менее вязкий и плотный, что важно для использования. При этом он горит он и дает энергии столько же, сколько и традиционные марки, - говорит доцент отделения химической инженерии ТПУ Мария Киргина.

В настоящее время ученые разрабатывают конструкторскую документацию на создание пилотной установки, способной перерабатывать до 300 килограммов резиновой крошки в час.

Новая технология также позволяет одновременно получать газ, который можно возвращать в технологический цикл, и технический углерод в виде мелкодисперсного порошка. Такой порошок можно использовать для производства дорожного покрытия.

Наука Томск Сибирь