29.03.2021 20:30
Экономика

Сколько Россия может заработать на растущем транзите товаров

Сколько Россия может заработать на растущем транзите товаров
Текст:  Евгений Гайва
Российская газета - Столичный выпуск: №66 (8417)
Контейнеровоз Ever Given, перегородивший почти на неделю Суэцкий канал, наконец сняли с мели, и навигация возобновилась. Как показал инцидент, Россия могла бы больше зарабатывать на транзите грузов, считают эксперты.
Читать на сайте RG.RU

Пропускная способность океана практически беспредельна, но объекты, созданные человеком, уже не приспособлены к современным объемам перевозок, говорит заведующий московским отделением Института проблем транспорта РАН Владимир Цыганов. Через Суэцкий канал проходит около 13% мирового объема грузов, не так уж и критично для мировой экономики. Но важна ритмичность поставок, любой сбой ведет к миллиардным убыткам, замечает вице-президент Российской ассоциации экспедиторских и логистических организаций Сергей Желаннов. На будущее можно было бы создать склады для товарных запасов. Только сейчас это должны быть огромные терминально-логистические центры. Дешевле будет расширить Суэцкий канал, говорит Цыганов. Еще эффективнее пустить грузы через российские транзитные пути.

В Минтрансе назвали сроки восстановления авиаперевозок

Отчасти так уже происходит. Транзит грузов из Китая в Европу по железной дороге с начала марта 2021 года по сравнению с мартом 2020 увеличился в 1,7 раза, сообщили в РЖД. Спрос и дальше будет предъявлять растущая экономика Китая. Объемы контейнерных перевозок на сети РЖД растут все последние годы, в 2020 году доход компании только от транзита увеличился более чем на 9 млрд рублей, замечает руководитель отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМ Александр Слободяник. Но дальше все будет зависеть и от подготовленности инфраструктуры в других странах, задействованных в цепочке, например, Беларуси, Казахстане, Польше.

Международный транзит через автодороги России пока находится в проекте. Выгоды можно получить от загрузки Северного морского пути (СМП). Россия строит серию ледоколов повышенной мощности, что позволит не просто использовать маршрут, а перейти на более высокие широты, приблизившись к Северному полюсу и серьезно сократив путь, говорит Цыганов. Сейчас все российские транспортные коридоры обеспечивают 3-4% мирового транзита. "Если добавим еще хотя бы пару процентов, то можем получать от транзита товаров около 70 млрд долларов в год. А это уже вполне сопоставимо с доходом от военного экспорта", - заключает эксперт.

Транспорт ОАО "Российские железные дороги"