Ограничений по ассортименту продукции нет. Производители мяса, молока, овощей и фруктов активно проводят презентации собственного товара, предлагая взять его на реализацию в супермаркеты.
- Фермерские хозяйства, объединенные в кооперативы, активно участвуют в закупочных сессиях, - отмечает представитель регионального Инновационно-консультационного центра агропромышленного комплекса Елена Кущева. - И это логично. Они производят свою продукцию в значительных объемах, и рынки сбыта очень нужны.
Еще несколько лет назад белгородские фермерские хозяйства считали путь на прилавки федеральных ритейлеров для своей продукции закрытым. Главная причина - жесткие требования не только к качеству, но и к упаковке продукции, и к ее объемам. Условно говоря, один фермер - производитель мяса или колбас не мог конкурировать с успешным вертикально интегрированным агрохолдингом. Ритейлеры, конечно же, отдавали предпочтение последнему.
Противостоять промышленному производству в одиночку даже автоматизированным и прибыльным фермерским хозяйствам становилось все сложнее. Даже поставки в социальные учреждения регионов потребовали централизации объемов и - как следствие - укрупнения и объединения небольших ферм и перерабатывающих производств. И белгородские предприниматели начали создавать кооперативы. Сыровары и производители молочный йогуртов, овощеводы и садоводы, производители колбас, рыбы и мясных деликатесов редкого качества, объединившись, смогли позволить себе то, чего боялись в одиночку - например арендовать торговые площади в самых популярных местах у потенциальных покупателей натуральных и свежих продуктов, договариваться о поставках в кафе и рестораны и вот теперь - рассматривать саму возможность зайти в федеральные торговые сети с собственным продуктом.
В торгово-закупочной сессии одной из сетей поучаствовали порядка 40 белгородских производителей рыбной, молочной и мясной продукции. По данным самого ритейлера, доля местных продуктов на полках популярных супермаркетов у дома сейчас невелика. К примеру, белгородское мясо - несмотря на лидерство агропромышленного комплекса по его производству в стране - не занимает и трети ассортимента. В компании уточнили, что этот показатель не касается мяса птицы, но и его доля скромна: всего 38 процентов. Впрочем, других категорий и того меньше. Например, сыры белгородских производителей составили всего 12 процентов. Больше всего местных хлебобулочных изделий - 92 процента. Но дорастут ли до этого показателя другие группы товаров?
Впрочем, такую задачу вряд ли кто-то ставит. В этой ситуации важнее выгода обеих сторон от сотрудничества. Итоги первой сессии подтвердили интерес представителей ритейлера к фермерским товарам: в течение трех месяцев торговая сеть оформит договоры сразу с несколькими поставщиками.
Представители фермерского сообщества уже отметили, что рассматривают условия торговых сетей с учетом всех возможных рисков, но, конечно, делают на них ставку лишь как на один из рынков сбыта собственной продукции.