- Попробуйте, - предлагает Наталья Шахова и наносит капли на полоску бумаги. И дамы XXI века любопытно поводят носом - так вот как он пахнет, век девятнадцатый…
Гостям исторического фестиваля в Музее истории Екатеринбурга предоставилась возможность увидеть, как жили двести лет назад мещане, рабочие, купцы, чиновники, дворяне: во что одевались, как причесывались, где знакомились, во что играли, как танцевали и проводили досуг.
- Мы намеренно не говорим о политике или экономике, - подчеркивает заместитель директора музея Оксана Макеева. - Нам важно показать обыденные стороны жизни горожан и рассказать, каким был Екатеринбург, - феерично разнообразным, неповторимым, бурно развивающимся.
Дизайнер Наталия Соломеина познакомила собравшихся со своей "Историей о потерянном платье и свободе, которую не выбирали": XIX век дал женщинам возможность работать наравне с мужчинами, женский костюм стал проекцией эпохи, отражением перемен в экономической и социальной жизни, когда элементы мужского гардероба коварно просочились в женский, подрывая авторитет платья.
Как именно одевались горожане разных сословий, наглядно продемонстрировали авторы увлекательного перфоманса-противостояния Анна Кузнецова и Вячеслав Печняк, облачив моделей в дворянский и купеческий наряды. На первый взгляд, разница между дворянскими панталонами и купеческими плисовыми шароварами-"косожопками", конечно, колоссальная, но с другой стороны… Оказывается, дворянки украшали изящной вышивкой подтяжки для мужниных панталон, а купеческие невесты вышивали буквы на нарядных (да, были и такие) портянках женихов - грамотной невестой в купеческой семье тогда уже гордились, понимая, что от нее и в бизнесе будет прок.
Очень заинтересовал зрителей рассказ Сергея Скробова о "Будуарных и свадебных историях города". Очень непросто жилось добропорядочным людям двести лет назад: по разным данным, в Екатеринбурге работало от 17 до 27 домов терпимости, а на 37 лиц мужского пола приходилась одна дама с "пониженной социальной ответственностью" (в этом месте многие потянулись за калькулятором, пытаясь совместить реалии века нынешнего и века минувшего). Но были и свадьбы, разумеется, и любовные многоугольники.
Гости фестиваля получили множество полезных советов от своих "прапра": как без затрат придать "приличный вид" старому платью и как расположить мебель в прихожей, зачем добавлять вино в борщ и почему часы надо убирать с глаз подальше. Взрослые научились обращаться со старинной камерой-обскурой и грамотно вести семейный архив, дети - делать старинные прически и писать гусиным пером… С утра до вечера на четырех музейных площадках бесперебойно работала машина времени, перенося всех желающих на двести лет назад и обратно.