Союз потребителей России в письме премьер-министру Михаилу Мишустину предложил увеличить тарифы на электроэнергию для тех, кто потребляет ее свыше установленной нормы. За ориентир был взят показатель 100 кВт*ч в месяц на человека. В среднем сейчас потребление в России составляет 90 кВт*ч на человека.
На первый взгляд, предложение здравое, бережливые граждане будут платить за электроэнергию меньше. Но истина в деталях. "Наиболее низкие тарифы и уровень чека за электричество у обеспеченных жильцов высотных новостроек и частных домов городских агломераций", - говорит замглавы практики по работе с компаниями сектора энергетики и коммунального хозяйства КПМГ в России и СНГ Сергей Роженко. Основную нагрузку несут менее обеспеченные граждане - жильцы старого жилого фонда многоквартирных домов, пояснил эксперт. Эти дома построены еще в ХХ веке, часто даже не проходили капремонт. Значительная доля потребляемой в них энергии тратится из-за плохой теплоизоляции впустую на обогрев улицы.
Наиболее энергоэффективные, энергосберегающие бытовые электроприборы (плиты, стиральные машины, обогреватели и прочее) класса А+ и выше совсем не относятся к дешевым товарам. Скорее наоборот, чем выше класс энергоэффективности, тем дороже такая техника и по карману не всем.
По мнению Роженко, введение прогрессивных тарифов с низкой границей отсечения, около 100 кВт*ч, не только не решит вопрос, но и еще более обострит социальные проблемы, так как продолжит нагружать бюджет социально уязвимых категорий граждан и увеличивать льготы для обеспеченных слоев населения.
Ассоциация "Совет рынка" (регулятор энергорынков) считает, что прогрессивная шкала тарифов на электроэнергию является комбинацией двух подходов к формированию тарифов, а именно: социальной нормы потребления и дифференциации тарифов по объемам потребления. Социальная норма потребления сейчас действует в шести регионах. Но развитие этот механизм не получил из-за сложной схемы администрирования. По мнению ассоциации, значительно больший потенциал имеет дифференциация тарифов по объемам потребления, особенно в сочетании с адресной поддержкой малообеспеченных групп населения.