Многие столкнулись с необходимостью улучшения пользовательского опыта своих клиентов. Не имея возможности "прийти туда, где карту получали", люди решали все задачи в приложении, и было важно сделать их путь к любой опции беспрепятственным. Банки теперь удерживают старых и привлекают новых клиентов не только за счет выгодных финансовых предложений, но и благодаря упрощенной схеме взаимодействия с учреждением.
Менее уверенно себя чувствовали инвесторы. От прежнего плана действий пришлось отказываться почти всем: надо было анализировать рынок и угадывать, какие его сегменты выиграют от пандемии и экономического кризиса, наступившего параллельно. Специалисты отмечали рост торгов и приток новых участников на биржи - особенно в городах-миллионниках.
Некоторые B2B-компании, деятельность которых тесно связана с другими игроками, оказались под ударом. Ведь ведение бухгалтерского учета на аутсорсе часто практикуют салоны красоты, фитнес-клубы, заведения общепита, но именно они сильнее других пострадали от пандемии. Также пандемия сказалась на клиентах с убыточной бизнес-моделью. Прибыльные проекты остались на плаву. Все предприниматели, которым пришлось в какой-то момент спасать бизнес, начали сокращать затраты на него, и B2B-компаниям требовалось доказать, что их услуги - все еще важная статья расходов.
Многие аутсорсинговые фирмы, перейдя на удаленный формат работы, больше не планировали возвращаться в офис - это позволило сэкономить значительную часть средств. Почти всем игрокам пришлось подтянуть IT-инфраструктуру, но благодаря этому прибыль некоторых компаний за прошедший год даже увеличилась. Несмотря на то что какая-то часть игроков (чаще - мелких) ушла в тень, крупные предприниматели остались. Одни нуждались в консультациях, другие отказались от штатных юристов и бухгалтеров и хотели полный сервис, третьи размышляли, как сэкономить на налогах.
Главным было не потеряться в потоке неутешительных новостей, а работать так же, как и в обычное время, - не обращая внимания на официальные послабления со стороны государства. Иногда привлекательными они оказывались только на первый взгляд. Грамотные специалисты отговаривали своих клиентов от "льготных кредитов", ведь самостоятельно усложнять финансовое положение в кризис не стоит, однако обращали их внимание на новые условия упрощенного налогообложения. Власти некоторых регионов существенно снизили эту ставку, что очень помогло малому и среднему бизнесу.
Как и остальные государственные ведомства, налоговая инспекция соблюдала все требования по режиму самоизоляции. Взаимодействовать с ними многим было и без того непросто, а удаленка только усугубила ситуацию. Предприниматели попадали в парадоксальные ситуации: сначала не могли дозвониться до нужного инспектора, затем, когда они являлись по вызову, их не допускали внутрь, а потом - получали свои штрафы.
Новые условия жизни и работы, продиктованные пандемией, но вскоре прочно укоренившиеся в обществе, уже поставили под вопрос существование многих профессий. Однако возлагать всю финансовую часть компании на компьютер предприниматели пока не спешат. Квалифицированных бухгалтеров не лишит работы даже полная автоматизация большинства процессов.
Очень часто, проверяя работу предыдущих бухгалтеров у наших новых клиентов, мы замечали нелепые технические ошибки. Переход на электронную сдачу отчетности может превратиться в источник проблем: многие организации научились хитрить и злоупотреблять этой формой работы для сдачи отчетности. На профессиональных форумах пользователи рассказывают, что сталкивались с "намеренно некорректными" или фейковыми документами, а также недобросовестным поведением сотрудников налоговых инспекций.
Плюс к этому антиотмывочный закон 115-ФЗ обязывает банки контролировать все операции, чтобы предупредить начисление "преступных" доходов. Однако они иногда злоупотребляют своим положением и накладывают избыточные санкции. Однажды банк, усомнившись в одной из операций фирмы-клиента, потребовал в течение нескольких часов целый ворох документов - от штатного расписания до пояснения о формировании выручки. Якобы по закону. Поэтому, не получив комплекта документов в назначенное время, банк заблокировал счет и дал распоряжение о его полном закрытии. Компания не растерялась и пошла в суд, где доказала неправомерность действий банковских работников.
...И все-таки выживут на рынке лишь те, кто сумеет адаптироваться к новым реалиям. За последние месяцы в России вырос спрос на внешние бухгалтерские услуги: именно они интересуют 12 процентов бизнесменов, решивших отдать бэк-офис на аутсорс. Предприниматели пересмотрели свое отношение к внештатным специалистам. Вынужденное знакомство с новыми площадками, инструментами, требованиями рынка заставило их обращаться за помощью к консультантам, способным помочь рассчитать риски, распределить ресурсы и даже перезапустить работу компании по многим направлениям.