Станция появилась на территории надземной парковки на проспекте Карла Маркса. Зарядить батареи машины можно будет за умеренную плату, исходя из стоимости киловатта в час восемь рублей. Мощность нового заправочного пункта - 22 киловатта, что позволяет заряжать от трех до шести электрокаров в сутки в зависимости от модели и емкости аккумулятора.
- В планах инвестора - открыть аналогичные заправочные пункты в Северо-Западном и Юго-Западном районах Ставрополя. Такое расположение обеспечит владельцам электрокаров транспортное плечо в радиусе 100 километров, - заявил заместитель министра энергетики, промышленности и связи края Василий Глушаков.
Как рассказал корреспонденту "РГ" Али Магомедов, к решению поставить зарядную станцию его подтолкнуло отсутствие соответствующей инфраструктуры в городе:
- Я захотел приобрести электромобиль и столкнулся с проблемой, что в Ставрополе его просто негде "заправить". Я живу в квартире на 12-м этаже, гаража нет, заряжать у себя не получится. Начал искать точку в городе, где это можно сделать - просто вставить штекер и "заправить" электрокар, и не нашел. В итоге решил сам установить такую станцию, - рассказал Магомедов.
Сначала предприниматель хотел расположить ее на открытой парковке - на принадлежащей муниципалитету земле, но столкнулся с бюрократическими препятствиями.
- Попытки договориться с администрацией города ни к чему не привели. В каждом кабинете мне говорили, что поддерживают идею, но нужно получить разрешение в следующем кабинете, и так без конца. В итоге я смог достичь соглашения с владельцем торгового центра, который предоставил место на паркинге, - добавил Магомедов.
Оказалось, что в Ставрополе не существует регламентов для размещения таких объектов, а воспользоваться федеральным законодательством чиновники по какой-то причине не смогли. Тем не менее предприниматель остался доволен полученным местом, ведь рядом - кинотеатр, крупные магазины и места отдыха.
Обогатиться на заправке бизнесмен не планирует. Этот пилотный проект скорее должен помочь водителям, которые хотят купить электромобиль и не имеют возможности заряжать его дома.
- Буду доволен, если зарабатываемых денег хватит хотя бы на то, чтобы оплачивать налоги, расходы на электричество и интернет, - улыбнулся Магомедов.
По его данным, сейчас в Ставрополе несколько десятков электрокаров, хотя их точное количество официально неизвестно. Ранее корреспондент "РГ" обращался в пресс-службу УГИБДД Ставрополья с просьбой предоставить информацию, сколько электромобилей состоит на учете в регионе. Однако в ведомстве сообщили, что единственные в крае электрокары ездят в Кисловодске и принадлежат они администрации города. Речь идет о машинах, которые перевозят гостей в национальном парке "Кисловодский". Для них сделали две зарядные станции: в начале маршрута, у Колоннады, и в конце, в Долине роз.
Согласно данным аналитического агентства "Автостат", на первое июля 2020 года в СКФО было всего 143 электромобиля, это самый низкий показатель из всех федеральных округов. И за минувший год ситуация коренным образом не изменилась. "Ряд экспертов считает, что главным препятствием на пути распространения электромобилей в стране является не разница в цене с бензиновыми аналогами (хотя она довольно существенна), а отсутствие развитой инфраструктуры. Возникает замкнутый круг: не покупаем электромобили, так как нет инфраструктуры, но зачем ее строить, если нет спроса на электромобили", - пояснили в агентстве.
Как отмечают эксперты рынка, во многих регионах попросту отсутствует законодательная база для формирования зарядной инфраструктуры. Как правило, на первом этапе создания сети зарядок инвестором должны выступать либо городские структуры, либо сетевые компании. А бизнес приходит следом, когда чувствует возможность получить доход и начинает вкладывать средства в такие проекты. Сеть зарядных станций особенно важна между населенными пунктами, и власти регионов должны поддерживать как раз такие инициативы. Кстати, хотя электрокары дороже обычных машин, их заправка обойдется примерно в четыре раза дешевле.
По данным на первое января 2021 года, в России было зарегистрировано 10 836 электромобилей, за год парк вырос на 71 процент. Однако автодилеры очень осторожно подходят к оценкам перспектив этого рынка в РФ. Одни считают, что через пять лет на электрокары будет приходиться только пять процентов продаж автомобилей в стране. Другие уверены, что электрокары и через десять лет будут занимать не более двух процентов автопарка России. И лишь поддержка со стороны государства может изменить ситуацию к лучшему.
Тем временем Али Магомедов решил организовать в Ставрополе автопробег, в котором будут участвовать только электромобили. Но, как оказалось, провести его непросто, учитывая, что многие владельцы "зеленых" машин живут в Невинномысске и в регионе Кавказские Минеральные Воды. И по пути в краевой центр нет ни одной зарядной станции. Электромобили же у ставропольцев в основном подержанные и не обладают достаточным запасом хода. .
Ия Гордеева, председатель Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры:
- В крупных городах сейчас активно развивают инфраструктуру для электромобилей. Там действуют различные программы, в рамках которых она и строится. Там же, где их нет, появляются такие "инициативы снизу". Сейчас во многих муниципалитетах уже есть собственные регламенты, согласно которым можно получить разрешение на установку зарядной станции.
Если в Ставрополе их нет, то для таких случаев существует постановление правительства РФ N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов". В перечень таких объектов входят и зарядные станции для электротранспорта. Так что если у местной администрации нет своих регламентов, то можно пользоваться указанным федеральным постановлением.
В ряде европейских стран при установке зарядной станции самостоятельно государство возмещает гражданину 50 процентов затрат. Я считаю, что это хороший стимул и у нас тоже надо вводить подобные меры.
Минэкономразвития РФ планирует до 2030 года потратить 418 миллиардов рублей на популяризацию электротранспорта в России. Выполнением программы займется национальный консорциум во главе с КамАЗом. Пилотными территориями станут Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Севастополь, Калининград и Казань. В этих городах должны разработать проекты электротранспортной инфраструктуры, ввести нулевой транспортный налог на электромобили и сделать для них бесплатными парковки. В планах к 2024 году - построить 20 тысяч зарядных станций, а к 2030-му - 150 тысяч из расчета одна станция на десять автомобилей в городах или на 100 километров федеральных автодорог.