"За последний год москвичи освоили онлайн-платформы не только как способ найти услуги или товары, но и как один из каналов развития или старта собственного дела", - рассказал "РГ" руководитель маркетинговых проектов "Авито. Услуг" Иван Чулков. Если весной 2020-го многие перешли на доставку еды и товаров, боясь заражения в общественных местах, то теперь заказы продовольствия - это просто бытовая привычка. За время карантина москвичи настолько втянулись в дистанционную доставку и готовку, что спрос на услуги курьеров увеличился шестикратно. Предприниматели не упускают возможность на этом заработать. Курьеров-самозанятых и сотрудников профильным фирм по сравнению с прошлым годом стало в пять раз больше.
Испытание карантином заставило горожан по-новому взглянуть на распорядок дня. Многие стремятся вычеркнуть из него уборку: предложение клининговых услуг выросло в два раза. Да и спрос на чистоту по-прежнему высокий. Примерно такой же рост продемонстрировал сегмент небольших компаний, которые занимаются грузоперевозками на небольшие расстояния.
В "Авито" связывают это с частой миграцией людей из города на дачу и сменой офисов крупных компаний. В число наиболее востребованных сегментов ультрамалого бизнеса в Москве вошел и ремонт бытовой техники, компьютеров и приставок. Причем, как отмечают авторы исследования, в этом конкретном случае частники-одиночки даже переигрывают крупные организации. Потому что пользователям стало важно не только качество работ, но и скорость.
Ведь когда ты работаешь из дома, исправный ноутбук практически жизненно необходим. Также за год, по сравнению с первым кварталом 2020-го, почти в два раза выросло предложение рекламно-полиграфических услуг, в особенности разработки макетов. По мнению авторов исследования, причина в том, что "удаленка" дала шанс людям больше времени уделять хобби. И для некоторого числа москвичей оно стало второй работой и принесло дополнительный заработок.
"Сейчас 72 процента мастеров и компаний в сфере услуг используют интернет-платформы для привлечения клиентов, причем 15 процентов небольших компаний вышли в интернет в последний год, - отмечает Иван Чулков.
Наибольший расцвет микробизнеса в сфере услуг "Авито" фиксирует в Москве и Московской области. Именно в столичном регионе проживают 15 процентов российских специалистов, работающих единолично или в небольших командах.
Те же регионы лидируют в России по спросу. На столицу и Подмосковье приходится порядка 20 процентов всех заказов, которые выполняют частные мастера и микрокомпании в сегменте клининга, ремонта, доставки и других востребованных услуг.