Устарели либретто? Но чем страдания графини Марицы хуже терзаний графа Ди Луна из "Трубадура"? Однако оперной классике все возрасты покорны, а опереточная вянет на глазах. И Кальман, и Оффенбах, и Легар звучат все реже, не говоря о Дунаевском, Стрельникове или Милютине. Нужна была шоковая терапия. Ею занялся театр, который считается первопроходцем, - Свердловская музкомедия, творец уникальных мюзиклов и рекордсмен по числу "Золотых масок".
Решили возродить утонувшую в штампах "Сильву". Шедевр Кальмана был кардинально переделан. Талантливо аранжированная музыка обрела современный нерв и неожиданный драматизм. Автор нового либретто Алексей Иващенко напомнил, что оперетта писалась в предгрозовой атмосфере начала Первого мировой войны - это освободило сюжет от плесени, сделало его актуальным и близким, появилось что играть актерам. Режиссер определил место действия - Трансильвания, заменил опереточные перья на колоритные национальные костюмы, сделал абстрактное "кабаре" обиталищем земных людей. Герои обзавелись судьбами, профессиями и обстоятельствами, арии и дуэты перестали быть "номерами" и стали продолжением диалогов - оперетта приблизилась к современным формам мюзикла. Спектакль живой, динамичный, ансамблевый, изобилует превосходными актерскими работами, стал бенефисом Ольги Балашовой и Маргариты Левицкой (Сильва), Андрея Опольского и Антона Сергеева (Эдвин). На "Золотой маске" работы режиссера Дмитрия Белова и дирижера Дмитрия Волосникова были отмечены премиями, но, думаю, революционная роль спектакля в возрождении жанра (его надо бы изучать в ГИТИСах) не была в должной мере понята и оценена. А раз так, то и принципиально важный почин театра вряд ли подхватят другие труппы - жаль: здесь реальный выход из тупика.
Оперетта "Сильва"Хорошо, что театр не прекратил поиски и немедленно выдал новый эксперимент - после суперпопулярной "Сильвы" поставил малоизвестную оперетту Франца фон Зуппе "Боккаччо", по типу музыки близкую комической опере и от зрителя требующую эрудиции в истории литературы. Либретто взялся освежить Константин Рубинский, музыкальная часть оказалась в умелых руках дирижера Бориса Нодельмана, на постановку пригласили молодого режиссера Филиппа Разенкова.
Интересно, что как Дмитрий Белов, который постарше, так и Разенков, который помоложе, были озадачены предложениями ставить оперетту. Но приняли это как вызов и действительно влили в жанр энергию. Канва сюжета в либретто Рубинского сохранилась, но персонажи повышены в общественном статусе (цирюльник стал епископом, бочар - сенатором, бакалейщик - судьей), а Боккаччо теперь не просто герой оперетты, но и выдумка еще одного влиятельного автора - самого Зуппе, который распоряжается своими персонажами так же вольно, как Боккаччо распоряжался своими. Прием с выведением великих на сцену был уже обкатан драматургом в мюзикле того же театра "Моцарт vs Сальери", где персонажи легенд как бы поменялись ролями, что придало сюжету остроту парадокса. Словесно-музыкальная дуэль между ошеломленным Боккаччо и самодовольным Зуппе составила пружину и нового действа, изобилующего злободневными репликами, микропародиями на современный феминизм, "разнообразие" и "равновесие", динамичными хорами, комическими ансамблями и ариями, по размаху и сложности сопоставимыми с оперными. Декорации в исполнении Эрнста Гейдебрехта и световая палитра Ирины Вторниковой уподобили сцену живописному полотну Возрождения. Над спектаклем витает дух веселой пародийности, оперетта XIX века обрела историческую глубину, современную энергетику и стала актуальной.
Оперетта "Боккаччо"Свежие силы вливаются и в сферу мюзикла, который тоже успел заштамповаться. Совсем юный Антон Музыкантский, выпускник лондонской Arts Educational Schools, провел на Уэст-Энде годы, в совершенстве познав тайны жанра. Это чувствуется в его первой большой работе в русском репертуарном театре - мюзикле Брэда Кэрролла "Одолжите тенора". Смешной водевильный сюжет с итальянским тенором Мерелли, приехавшим в заштатный театр спеть Отелло, и суфлером Максом, который его заменил, разыгран с безупречным чувством стиля. Это не имитация типа "и мы могём", а органическое усвоение иной школы, которой требует этот жанр. Иной темпоритм действа, иная энергетика актеров, иная пластика - театр оказался способным и на такое. По-новому раскрылись комедийные таланты актеров Антона Сергеева (Макс), Николая Капленко (Мерелли), Татьяны Мокроусовой (синьора Мерелли) и Екатерины Мощенко (Мэгги). К веселому восторгу публики - множество цитат из знаменитых опер. Прибудь "Тенор" в Москву - не сомневаюсь, что залы были бы полны хоть месяц: это как раз то умное, живое и жизнерадостное музыкальное зрелище, по которому люди стосковались.
Мюзикл "Одолжите тенора"Эти три спектакля, приоткрывшие горизонты жанра, были последними проектами ушедшего больше года назад директора Михаила Сафронова. Он обладал выдающимися качествами театрального менеджера-творца, такие наперечет. Сможет ли театр дальше развиваться так же вдохновенно и с той же неукротимой энергией - будет зависеть от точности новых административных назначений. Прошедший год был подведением блистательных итогов одной человеческой жизни, но не принес ясности на будущее, а "смена караула" затянулась, и тревога за дальнейшую судьбу театра звучит все отчетливее.
Тем не менее, мхом поросший жанр оперетты-мюзикла проснулся и становится актуальным. Репертуар, ссохшийся было до трех-четырех названий, подрастает. И вот уже Петербургская музкомедия добавляет к хрестоматийной "Веселой вдове" Легара его полузабытую, дивной красоты "Фраскиту". Но об этом - отдельный рассказ.
- В Красноярском музыкальном театре - из 40 названий 2 оперетты
- В Иркутском музыкальном театре - из 28 названий 4 оперетты
- В Новосибирском музыкальном театре из 24 названий 5 оперетт
- В Оренбургском театре музкомедии - из 25 названий 2 оперетты
- В Свердловской музкомедии из 29 названий - 6 оперетт
- В Московском театре оперетты - из 26 названий 9 оперетт