Андрей Король: 25 февраля 1919 года ЦИК рабочих, крестьянских и солдатских депутатов ССРБ подписал декрет об открытии в Минске государственного университета. Но первое занятие состоялось только 30 октября 1921 года. Этот день и считается датой основания БГУ. Первым ректором стал профессор МГУ Владимир Пичета. И этот факт на многие десятилетия определил особую значимость и теплоту отношений между двумя статусными вузами Беларуси и России. Разве можно забыть, что при содействии МГУ в 1943 году наш вуз возобновил работу на подмосковной станции Сходня? А в послевоенные годы в нашем университете зазвучали имена многих известных россиян, например биологов Георгия Винберга, Александра Ипатьева…
…А с другой стороны, вы, Андрей Дмитриевич, буквально на днях избраны иностранным членом Российской академии образования, где в свое время защитили кандидатскую и докторскую диссертации.
Андрей Король: Все верно, многие белорусские аспиранты, докторанты остепеняются в ведущих российских вузах. Они и для нас являются ключевыми партнерами. Из 572 действующих соглашений четверть заключена с россиянами. А мы сотрудничаем примерно с 60 странами. Во многом это обусловлено мировым признанием БГУ, он практически приблизился к тому, чтобы войти в первый процент лучших университетов мира согласно рейтингам.
БГУ и МГУ были инициаторами проведения межуниверситетского форума Союзного государства. Как развивается эта инициатива?
Андрей Король: Межуниверситетский форум Союзного государства "Образование и наука в МГУ имени М. В. Ломоносова и БГУ: традиции и перспективы" проводится с 2018 года. Тогда же, учитывая историю и уровень взаимоотношений наших университетов, учреждены "Дни дружбы", "Почетный знак Дружбы МГУ и БГУ" и совместный издательский проект - серия "Трудов МГУ и БГУ". Эти инициативы отражают академические и исторические связи, общие традиции в образовании, науке и молодежной политике не только наших двух вузов, а в целом всех белорусских и российских университетов. Мы стараемся общими усилиями сохранить значимые для наших стран даты, память об историческом прошлом и наполнить новым содержанием и перспективами наше сотрудничество. Межуниверситетский форум отчасти трансформировался в Ассоциацию вузов России и Беларуси. Идея о ее создании родилась на одном из совместных заседаний с целью повысить уровень взаимодействия. Декларацию о создании ассоциации мы с ректором МГУ Виктором Садовничим подписали в 2019 году на VI Форуме регионов Беларуси и России в Санкт-Петербурге. Сегодня ее деятельность обеспечивается работой двух советов ректоров - Беларуси и России.
Только что вы и ректор Российского университета дружбы народов Олег Ястребов подписали договор о создании совместной магистратуры в области права, первый набор магистрантов состоится уже в этом году. Что это дает?
Андрей Король: Новые перспективы сотрудничества и возможность для студентов получения двойных дипломов и опыта обучения в других университетах. Мы с Российской Федерацией входим в ЕАЭС. Поэтому появляются и новые возможности для экономик двух стран. БГУ стремится открывать совместные образовательные программы с вузами, котирующимися в международных рейтингах. Действующая уже не один год совместная магистерская программа БГУ и МГУ им. М. В. Ломоносова "История белорусской диаспоры" тому подтверждение. Успешно работают совместные институты с одним из элитарных китайских вузов - Даляньским политехническим университетом, в ближайшей перспективе планируем открыть совместную подготовку студентов с Северо-Кавказским федеральным университетом, Уральским федеральным университетом имени первого президента России Б. Н. Ельцина.
Здесь же можно упомянуть организацию в БГУ подготовки специалистов-ядерщиков с помощью ряда российских университетов…
Андрей Король: Подготовку специалистов для атомной отрасли, в первую очередь для работы на Белорусской АЭС, мы ведем на физическом, химическом факультетах и в МГЭИ им. А. Д. Сахарова. Обучение организовано в рамках государственной программы при содействии МАГАТЭ. Серьезность отрасли предполагает практическое обучение будущих специалистов на реальных объектах атомных станций. Поэтому наши студенты проходят практику на АЭС России, осваивают отдельные дисциплины и в ряде российских вузов. В их числе Обнинский институт атомной энергетики НИЯУ МИФИ, Московский энергетический институт, Техническая академия Росатома, Объединенный институт ядерных исследований. Преподавателей тоже регулярно направляем на стажировки в профильные зарубежные организации.
А насколько БГУ привлекателен для россиян?
Андрей Король: Сегодня интеллект является основным ресурсом, развернулась конкуренция между вузами, странами за лучшие умы. И нас радует, что тысячи талантливых молодых людей выбирают БГУ. Несмотря на эпидемию, нынешний год стал для университета показательным по обучению иностранцев. У нас их свыше 4000, из которых около 300 - россияне. Они по численности находятся на третьем месте среди иностранных студентов. А у нас учатся представители 62 стран.
Каким вы видите будущее вуза и университетского образования в целом?
Андрей Король: Мое кредо как педагога - учить не столько знанию, сколько умению видеть свое незнание; учить не правильным ответам, а умению задавать вопросы; учить открывать самого себя, а значит, выходить за свои пределы и смотреть на себя глазами других людей. У нас очень квалифицированный преподавательский коллектив, одних академиков и членов-корреспондентов около 20. Стремимся, чтобы образовательный процесс стал привлекательным для каждого студента, исходя из его личностно-значимых предпочтений. Инновационные методы и подходы, эвристические задания, кейсы, проектные и творческие задания сегодня включены в 82 процента учебных программ первой ступени обучения и 90 процентов второй, 6340 учебных курсов с креативным компонентом размещено на Образовательном портале БГУ - этот перечень можно продолжать. Мы исходим из того, что сегодня востребован специалист с гибкостью ума, мобильностью и умением предлагать нестандартные решения.
БГУ сегодня - это около 30 тысяч студентов, магистрантов, аспирантов, докторантов. В составе университета - 18 факультетов, 4 института, 7 учреждений образования, 6 научно-исследовательских институтов, 42 научно-исследовательские лаборатории при факультетах, 8 инновационных производственных предприятий, 3 учебно-опытные станции. А также 4 музея, 9 студенческих общежитий на 8 тысяч студентов и общежитие для сотрудников.