Векторы развития электроэнергетики будущего зафиксированы в дорожной карте Международного энергетического агентства Net Zero by 2050, которые предполагает увеличение к 2050 году доли возобновляемых источников энергии до 90 процентов. К 2035 году запланирован переход на них всех электростанций, а также запрет в 2021 году строительства новых электростанций, а к 2040 году закрытие тех из них, которые не оборудованы системами улавливания углекислого газа (СО2).
Электроэнергетика России сегодня динамично развивается: реализуется масштабная программа модернизации оборудования тепловых электростанций, строятся новые атомные электростанции. Готовится к запуску новая программа строительства ВИЭ на период 2025-2035 годов, обсуждаются проекты водородной энергетики и применение накопителей, развиваются механизмы управления спросом.
Однако тепловые электростанции остаются основой национальной электроэнергетики, сохраняя в Единой энергосистеме свою долю около двух третей (62 процента). При этом комбинированная выработка электрической и тепловой энергии является одним из наиболее эффективных циклов производства, а коэффициент использования установленной мощности российских тепловых электростанций остается одним из самых высоких в мире - 50 процентов.
В оценке перспектив развития энергетики важно учитывать особенности нашей страны: масштабы территории, суровые зимы (в большинстве регионов отопительный сезон длится 7-9 месяцев), а также высокий уровень урбанизации. Доля жилого фонда, подключенного к системам централизованного теплоснабжения, очень высока: тепловые электростанции обеспечивают тепловой энергией и горячим водоснабжением более 100 миллионов человек, или 70 процентов населения. Из-за большой доли теплофикации стоимость электроэнергии в России мало зависит от внешних факторов, в том числе климатических и погодных условий.
В течение последних 10 лет, по данным Eurostat, оптовая цена электроэнергии для промышленности у нас остается одной из самых низких в сравнении с зарубежными странами. При этом конкурентные сегменты российского энергорынка гарантированно хеджируют промышленных потребителей от резких скачков цен на электроэнергию и мощность - волатильность одноставочной цены на ОРЭМ в 2019-2020 годах была в пределах 10 процентов.
На одноставочных зарубежных рынках при погодных аномалиях существуют риски критического роста цен. Например, в морозном феврале спотовая цена энергии в сети в штате Техас (США) увеличилась в 300 раз. На Nord Pool оптовая составляющая цены на электроэнергию (без учета расходов на передачу) в первом квартале выросла в Норвегии на 370 процентов, в Финляндии - на 82, в Латвии - на 65 процентов.
Анонсированное Евросоюзом в 2019 году трансграничное углеродное регулирование уже оказывает существенное влияние на российскую экономику, и в первую очередь на экспортно-ориентированные отрасли российской промышленности. На повестке дня - повышение энергоэффективности и экологичности, что позволит сохранить конкурентоспособность на международных рынках.
Российские промышленные предприятия в настоящее время не могут конкурировать со многими зарубежными по уровню электроемкости. По экспертным оценкам, в России показатель электроемкости ВВП почти на треть выше, чем в США и Китае, и примерно в два раза выше, чем в Германии и Бразилии.
При этом доля затрат на электроэнергию в себестоимости продукции большинства промышленных потребителей России не превышает 5 процентов (кроме алюминия, где она составляет около 30 процентов), что обусловлено ценовым фактором. Таким образом, низкая цена на электроэнергию обеспечивает российской промышленности более высокий рыночный, а также экспортный потенциал.
Российская энергетика с точки зрения климатической повестки также обладает определенным преимуществом - это существенная доля в энергосистеме гидро- и атомной генерации.
Однако в новых реалиях актуальной задачей будет адаптация объектов когенерации к нормам трансграничного углеродного регулирования, и к климатической повестке в целом.
Тепловая генерация за последние годы реализовала масштабные проекты по снижению выбросов загрязняющих веществ и парниковых газов.
Реализация проектов модернизации с использованием инновационных газовых турбин повысит эффективность тепловой генерации, усилит позиции ответственной экономики и промышленности с точки зрения экологической повестки.
В рамках "зеленого" курса для промышленных предприятий с высоким углеродным следом будут установлены лимиты на выбросы парниковых газов, а также трансграничный углеродный налог в случае его превышения.
Для предприятий-экспортеров из России углеродный налог может составить в совокупности от 2 до 6,5 миллиарда евро ежегодно. Для "озеленения" российской промышленности необходимо использовать потенциал национальной энергосистемы - атомные и гидроэлектростанции, а также объекты ВИЭ.
Однако нельзя забывать и конкурентные преимущества тепловых электростанций.
Политика энергоэффективности Европейского cоюза предполагает в числе прочего повышение эффективности использования углеводородных источников энергии за счет высокоэффективных когенерационных установок.
При этом действующая в настоящее время Европейская система энергетических сертификатов (European Energy Certificate System) допускает возможность обращения сертификатов происхождения для когенерационных установок (Cogeneration Guarantees of Origin - Директива ЕС 2012/27/EU).
Учитывая международный опыт достижения целей по изменению климата, необходимо включить в сферу обращения низкоуглеродных сертификатов объекты когенерации.
В том числе тепловые станции, в работу которых внедрены технологии улавливания парниковых газов, что приведет к схожим уровням эмиссии парниковых газов в атмосферу.