11.06.2021 14:47
Культура

Спектакль "Страсти по Бумбарашу" возвращается на сцену Театра Табакова

"Страсти по Бумбарашу" тогда и теперь
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №130 (8481) Российская газета - Столичный выпуск: №130 (8481)
В театре Олега Табакова - "Табакерке" на Сухаревской - премьера ремейка легендарного спектакля 90-х "Страстей по Бумбарашу" в постановке Владимира Машкова. В ремейке занято новое поколение актеров, и "Бумбараша" нужно было вернуть на сцену хотя бы для того, чтобы увидеть геологический срез изменившегося за десятилетие сознания. Эксперимент впечатляет.
Читать на сайте RG.RU
Спектакль "Страсти по Бумбарашу" вернулся на сцену Театра Табакова

Считается, что в "Бумбараше" 1993 года Машков создал идеальную сценическую музыкально-пластическую структуру, которая может существовать сама по себе, меняя исполнителей подобно тому, как в картонные фигурки у фотографов можно вставлять новые лица. Ремейк это подтверждает: он детально повторяет почти все, что когда-то сражало публику подвала на улице Чаплыгина. Те же остроумные мизансцены, те же гримаски и приколы, те же декорации-трансформеры Александра Боровского, та же игра со столами, скатертями, пулеметами и бомбами, тот же рисунок танцев, поставленных Аллой Сигаловой, те же реквизит, одежда и аксессуары персонажей, та же до секунды выверенная жестикуляция. При этом максимально использованы возможности новой, большой сцены: размножились отлично вымуштрованные массовки, многократно возросла роль художника по свету Дамира Исмагилова, сильное впечатление производит звуковая палитра. Спектакль движется как идеально отрегулированный механизм, воспроизведены даже неостановимая моторность и азарт актерского "все могу!", подкупавшие в оригинале.

Юнганс: В Якутске много творческих учебных заведений, кадрового голода нет

Это в значительной мере наш национальный мюзикл, и на него распространяются принятые во всем мире нормы переноса со сцены на сцену - меняются только актеры. И вот как раз эта смена актеров - точнее, смена поколений - дает прочувствовать разницу в мироощущениях, обусловившую атмосферу "Бумбараша"-2021. Это принципиально иная атмосфера.

"Табакерка" всегда делала ставку на молодых. В ремейке участвует не только почти вся труппа, но и студенты Театральной школы Табакова; исполнителю роли Яши Владиславу Миллеру 21 год, Бумбарашу - Севастьяну Смышникову - 20. Напомним, что Евгений Миронов сыграл Бумбараша в 26 лет, уже познав звездный час в фильме "Любовь". Традиция продолжается, но состязание не из легких, и достичь той отчаянной, первозданно наивной израненной искренности, какая читалась в глазах, интонациях и повадках Миронова, или той умудренной горьким опытом иронии, что таилась в каждом жесте Андрея Смолякова в роли Поручика, пока не удалось.

Да это, скорее всего, и нереально. 1993 год был временем пробудившихся надежд. Новая Россия только недавно стряхнула морок вековых идеологических иллюзий, шла активная переоценка собственной истории, дух нахлынувшего вольнодумства определял весь тонус жизни - в том числе и театральной. Этими настроениями был пропитан спектакль Машкова - им мы, казалось, навсегда прощались с политическими миражами, порождавшими братоубийственные войны. Тогда страна иными глазами смотрела и на "красных", и на "белых", и даже на "бандитов", между которыми метался, как в тисках, мирный деревенский солдатик Бумбараш. Все это на наших глазах отлетало в невозвратное прошлое, определяя энергетику действа, одухотворяя и делая органичным доселе невозможный в таком материале союз комического с трагическим, открытого актерского озорства с глубоким переживанием этих судеб. Отжившее отлетало, а страна снова отправлялась в неведомое, но уж теперь наверняка прекрасное будущее.

Это и есть отражение торжествующей ныне эпохи: она становится более поверхностной и клипообразной

Вот такими настроениями жил зрительный зал первой премьеры. Она в своем зеркале отразила не только эпоху "той гражданской", но и эпоху снова молодой России 90-х, ее мироощущение, ритмы, надежды. Не думаю, что сегодня Юлий Ким и Владимир Дашкевич написали бы своего "Бумбараша" с той же страстью, беззащитной искренностью и оптимизмом перемен. Время изменилось. В залы пришла другая публика, на сцену - другое поколение актеров. Все они выросли в другом контексте, на других фильмах и телешоу, обстоятельную классику сменила субкультура клипов, электроника сблизила искусство с аттракционом - ярким, громогласным, стробоскопичным. Гражданские войны окончательно утонули в древней истории и уподобились странствиям Одиссея - перестали быть отверстой раной, личной болью каждого. Это ни хорошо, ни плохо - это факт, который во многом определяет атмосферу "Бумбараша"-2021. Он так же отличается от давней премьеры, как новый зеркальный театр на Сухаревской - от тесного подвала на Чаплыгина: там царил дух нищей студийности и акции единомышленников - здесь делают хороший профессиональный театр, который в полном порядке, и даже его иллюзорные фойе воспринимаются как шикарный, очень дорогой аттракцион.

Фильм "Реальная история мальчика-волчонка" взывает к пониманию

Мы имеем теперь великолепный, динамичный, прошитый трассирующими пулями, безукоризненно осуществленный молодой спектакль, на который несомненно будет паломничество новых зрителей, идущих в театр как в дискотеку. Он сохранил свой антивоенный пафос и верещагинский холм-апофеоз в финале. В нем хорош совсем юный Бумбараш - Севастьян Смышников - рослый, резкий, пластичный, азартно танцующий, с холеным лицом интеллигентного московского парня и не знающими смертной тоски глазами. Запоминается его друг Яша - обаятельный, реактивный, броско талантливый Владислав Миллер. В роли Соньки-бандитки Ольгу Блок-Миримскую сменила звездная Анна Чиповская: пластический рисунок воспроизведен скрупулезно, но с новым шиком и присущим актрисе эротическим накалом. В их окружении меньше ярких индивидуальностей, все как бы смикшировано, в актерах пока не проявились личности с их отношением к тому, что играют. Театр переживания сообразно новейшим нормам сменился театром изображения. Возможно, со временем спектакль отстоится, отстроится и наберет мускулатуру. Важнее понять, что это и есть адекватное отражение еще одной, ныне торжествующей эпохи: она становится более поверхностной, клипообразной, живущей под девизом: ах, не грузите меня!

Но кто скажет, что зафиксировать, вольно или невольно, в своих зеркалах эту новую трагедию времени - не задача современного театра?

Драматический театр