К своим 36 успел немало. Начинал с работы банковским служащим и ремонта компьютеров, а год назад, считай, с нуля открыл в райцентре каяк-клуб "Маяк". Каяки - это такие узкие гребные лодки, с которыми у Виталия случилась любовь с первой встречи. Поделиться восторгом от водных маршрутов, привить землякам вкус к домашнему туризму - Улыбин ставит перед собой такие цели и уверенно, как на сложном сплаве, обходит препятствия.
Белорусский север, Витебщина, богат неповторимыми местами, уверен Виталий. А его семейные корни ведут на север российский - в Тюмень. Оттуда родом отец Сергей Улыбин. Отставной военный и страстный турист, он на личном примере убедил сына, что путешествия не за тридевять земель тоже могут быть интересными. Мама - из деревни Волки Поставского района, рассказывает Виталий.
- Лучшие воспоминания - наши совместные походы с палатками, кострами. В 20 лет впервые побывал за границей, увлекся. Проехал всю Индию, Шри-Ланку, Вьетнам… Вместо пляжного отдыха выбирал экстрим: многочасовые трекинги по джунглям, подъемы в горы. В 2014-м открыл собственную турфирму. Толчком послужила неправильно оформленная на стороне виза, из-за чего билеты и поездка сгорели.
Вскоре Виталий уже составлял авторские туры. Семь раз побывал в Исландии. А в Норвегии лет восемь назад впервые увидел каяки. Они ловко скользили по лазурным фьордам. Это завораживающее зрелище отпечаталось в памяти.
Однажды один из друзей позвал Улыбина на первый в его жизни сплав по реке Узлянке. Пока шел инструктаж, Виталий, предвкушая встречу с мечтой, жадно смотрел на каяки.
- Сажусь внутрь, беру весло, отталкиваюсь и вдруг понимаю: это мое! Потом целый день светился как лампочка, жалея лишь об одном, что не попробовал раньше.
Поймав волну, Виталий загорелся мыслью организовать каяк-клуб в Поставах. Назвал его "Маяк". Улыбин хочет собрать вокруг себя таких же, как он сам, энтузиастов, любителей активностей, а не дивана.
И вот в прошлом мае единственная крупная в Поставском районе река Мяделка впервые приняла каяки. Не сразу и не с распростертыми объятиями. Сегодня в парке Улыбина 14 таких необычных для здешних мест водных судов.
- Прежде чем покупать их, нужно было изучить перспективы и водные маршруты. Сели со знакомым в надувную лодку и двинулись вперед. Дело шло очень медленно: два часа на километр речки, сплошь заросшей водорослями и камышом. В первый же день пробили лодку и поклялись: "Больше никогда…" Но через неделю снова были на том самом месте.
Четыре месяца, согласовав все с охраной природы, местной властью, возвращали реку в строй. Не обошлось без сюрпризов. Например, препятствия из бобровой плотины. Улыбин и компания разбирали ее дважды, а бобры строили заново. В итоге запруда на месте, но теперь в ней есть проход ровно на ширину каяка. Консенсус между людьми и природой достигнут.
В интернете, говорит Виталий, многие писали, что сделать реку проходимой - непосильная задача:
- У нас получилось! Спасибо всем, кто помогал словом и делом. С июня 2020 года мы стали организовывать первые платные сплавы. И люди потянулись. Местные жители, гости из Минска и других областей, россияне… В прошлом году на наши весла с удовольствием налегали прибалты и даже англичане.
Как ни странно, считает Улыбин, трамплином для внутреннего туризма стала пандемия. Многие успели распробовать и оценить отдых на родине. Но реально ли на этом заработать? Виталий шутит:
- Олигархом на каякинге, скорее всего, не стать, но не в этом суть. Пока для меня это попутное направление. Хотя клиентов хватает. Сейчас горячий сезон, и перед выходными телефон не смолкает. Мечтаю, чтобы белорусы и наши гости узнали, как много всего интересного, уникального прямо под боком - только протяни руку. В курсе ли вы, например, что в наших лесах есть свои лианы, а в деревне Маньковичи - водопад, возникший на месте разрушенной водяной мельницы?..
С богатыми на историю и красоты Маньковичами Улыбин связывает развитие своего бизнеса. Выкупил бывший колхозный дом и оформляет документы еще на один по соседству. В планах - открыть в деревне современный туристический центр. Начало положено: уже приобретены мобильные бани и баббл-отели - огромные прозрачные шары с гостиничным мини-номером и климат-контролем внутри. Идею кемпинга под куполом поставчанин подсмотрел на Бали. Для Беларуси это пока экзотика, а для гостей Поставщины - редкий шанс взглянуть на небо по-новому. Говорят, вдалеке от смога и городских огней звезды светят особенно ярко…
Средняя цена одного каяка - 700 евро. Это 61 тысяча российских рублей. Баббл-отель без климатической установки стоит 1,5 тысячи долларов.
К своим 14 водным судам польского производства из длинномерного полиэтилена Виталий Улыбин хочет докупить еще 11. На этот раз ставку сделает на каяки российского производства.