04.07.2021 23:42
Экономика

"РГ" публикует закон об обязанности IT-гигантов открыть филиалы в России

Текст:  Юлия Акиньшина Иван Черноусов
Российская газета - Федеральный выпуск: №145 (8496)
Владельцы иностранных интернет-ресурсов, суточная аудитория которых превышает 500 тыс. российских пользователей, должны будут с 1 января 2022 года создать филиалы, открыть представительства или учредить юридические лица в России, которые будут "в полном объеме представлять интересы головных компаний". Закон об этом публикует "Российская газета".
Читать на сайте RG.RU

Под действие закона потенциально попадают 20 ресурсов, включая Facebook, Instagram, TikTok, Twitter, WhatsApp, Telegram, AliExpress, Gmail и Wikipedia, говорит председатель Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн.

Зарубежные компании будут штрафовать за отказ страховать россиян

Помимо прочего, такие компании должны будут зарегистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзора и использовать его для взаимодействия с государственными органами, а также разместить на своем сайте форму для приема обращений российских граждан и организаций, поясняет Роскомнадзор. Это же ведомство установит требования к такой форме.

Практическое применение законодательства эксперты "РГ" разбирают в рубрике "Юрконсультация"

За несоблюдение закона IT-компаниям грозит запрет на рекламу, поисковую выдачу, сбор и трансграничную передачу персональных данных, ограничение платежей и переводов. Как сообщили "РГ" в Роскомнадзоре, также может применяться замедление трафика или полная блокировка ресурса.

Россия не новатор в подобном регулировании, например, оно есть в Евросоюзе, говорит директор финцентра Сколково-РЭШ Олег Шибанов. В прошлом году Facebook открылся в Турции, выполняя требования схожего с российским закона, причем за сутки до ограничительных мер. Вероятно, похожий сценарий ждет и Россию, полагает директор по исследованиям и разработкам КРОС Ксения Касьянова.

Большинство международных IT-компаний, приходя на российский рынок, открывали здесь отдельные юрлица (например, IBM, Orange, Oracle или SAP, которая открыла собственный центр разработки в РФ), говорит директор компании "Биорг" по работе с органами государственной власти Илья Веригин. Нет представительств у YouTube, Instagram, Facebook, говорит доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Наталья Свечникова.

Под действие закона попадают 20 ресурсов, включая Facebook, TikTok, Twitter, WhatsApp, Telegram, AliExpress, Gmail и Wikipedia

Новый закон приведет к тому, что IT-гиганты будут вынуждены сотрудничать с государством, соблюдать российские законы, будут больше налогов платить в России, считает аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. По словам доцента РЭУ им. Г.В. Плеханова Равиля Ахмадеева, введение правила о регистрации в российской юрисдикции повлечет к уплате иностранными IT-компаниями не только НДС, но и налога на прибыль.

По последнему отчету Wearesocial ежемесячная аудитория Facebook в России - 8,9 млн человек, у Instagram (принадлежит Facebook) - 54 млн. По данным Mediascope за апрель 2021 года около 60% российских пользователей хотя бы раз в месяц используют WhatsApp, 47% - Instagram, 30% - Facebook, 10% - Twitter.

Перечень иностранных IT-компаний, открывших представительство в России, будет размещен на сайте Роскомнадзора, сообщили "Российской газете" в ведомстве.

Связь