16.07.2021 11:30
Общество

Как Федор Конюхов на Северном полюсе в одиночку встретит атомный ледокол

Текст:  Александр Емельяненков Алексей Петров
Известный путешественник и предприимчивый человек, уроженец Запорожья и потомок архангельских рыбаков-поморов Федор Конюхов в июле 2021 года на Северном полюсе в одиночку встретит "50 лет Победы".
Читать на сайте RG.RU

А перед этим его и проводит. С макушки Земли обратным курсом в Мурманск проводит атомный ледокол под таким названием.

На этом же ледоколе, вместе с группой российских туристов, сумевших купить недешевое путешествие на Северный полюс, Федор Конюхов туда и прибыл, проведя в комфортабельной каюте на правах специального гостя нескучные шесть дней.

Специальные гости на ледоколе

Искатель приключений, опытный мореход, альпинист и воздухоплаватель, уже трижды покоривший СП - в одиночку и в группе, в этот раз переместился из Мурманска в символическую точку с координатами 90°00′00″ северной широты без всякого риска и мышечных усилий.

Неугомонный Конюхов доставлен туда на борту атомного ледореза вместе с придуманной специально для него палаткой и другим ледовым скарбом, включая продукты питания, мольберт, незамерзающие краски и современное оборудование, переданное Институтом океанологии РАН "для научных наблюдений во время дрейфа".

Дрейфа, как объявлено, двухнедельного и по его, Федора Конюхова, индивидуальной программе в год приближающегося личного 70-летия.

На странице путешественника в Сети сказано, что в ходе одиночной полярной экспедиции он будет "изучать интенсивность таяния арктических льдов и маршруты их дрейфа". А "свободное от исследований время" планирует посвятить творчеству "и создать серию живописных работ, посвященных красоте арктической природы".

Мастерская в трюме и плэнер на льду

Перед выходом из Мурманска сам путешественник заявил, что еще займется "сбором данных по уровню концентрации микропластика" - все для того же Института океанологии. "Я впервые совершаю одиночную полярную экспедицию и посвящаю ее проекту "Чистая Арктика", - сказал Конюхов. - Представлять этот проект - большая ответственность для меня".

Не станем цепляться к словам и анализировать научную ценность такого предприятия. Воздержимся сегодня от этих вопросов и поговорим о том, какие риски ожидают путешественника в этот раз.

Неожиданное разрушение льдины прямо под спецпалаткой? Это вряд ли.

Отказ приборов и потеря связи с внешним миром? На такой случай соломки подстелили: у Конюхова на льдине будут дублирующие средства связи и даже спутниковые датчики, способные отследить дрейф полярной мини-станции при ее работе в автономном режиме.

А вот непрошенный гость-абориген в образе белого медведя - вероятность куда более серьезная. Но Федор Филиппович в этих делах человек опытный, и о средствах самообороны заранее позаботился.

Пропитание? Того, что доставили на борту ледокола и выгрузили на льдину, на две недели хватит с избытком.

А почему весь дрейф только две недели? PR-агенты и помощники Конюхова в его штабе на берегу, да и сам он эту тему как бы ненароком обходят. А нам скрывать нечего.

Две недели или чуть меньше - это промежуток между двумя плановыми рейсами атомного ледокола "50 лет Победы" на Северный полюс с туристами в июле-августе 2021 года. Даты известны и были объявлены заблаговременно: 10 - 22 июля и 21 июля - 3 августа.

Ледокол "50 лет Победы" выходит в географическую точку Северного полюса

С первым рейсом Федора Конюхова привезли и должны высадить на лед в условной точке географического полюса.

Со следующим - примерно там же и заберут. Дрейф, как сообщается в PR-релизе, "может составить 100 км".

Может. А может и не составить.

Судя по тому, как опытный полярный капитан Дмитрий Лобусов водит атомоход "50 лет Победы" в туристические туры на Северный полюс и обратно по своим же следам - уж пробитым каналам во льду, обстановка в это время года тут стабильная.

Подвижка ледовых полей незначительная, а сам ледокол на такой "прогулке" в буквальном смысле отдыхает. Его машины работают на 40-50, максимум - 60 процентов мощности.

Это вам не Восточно-Сибирское море, море Лаптевых и Берингов пролив в начале и под занавес навигации, когда многометровые паковые льды сбиваются в одно - до горизонта! - вздыбленное поле, абсолютно непроходимое для кораблей и большинства ледоколов.

Вот там от капитана и всей команды ледокола требуется высочайшее мастерство и профессиональная слаженность.

Как это бывает, лучше, чем сам Дмитрий Лобусов в своем "Живом журнале", вряд ли расскажешь.

А Северный полюс в середине июля и начале августа - это подтаявший снег на голубом льду и, если повезет с погодой, ослепительное солнце почти круглые сутки.

Может, конечно, и метель задуть. Или, что более вероятно, дождь пойти.

Но купанию в проруби даже это не помеха,

если рядом - стоящий на ледовом якоре атомный ледокол, гигантский и надежный "как весь российский флот".

Что такое ледовый якорь и как его заводят

А если рядом ледокола нет, и ты на льдине один-одинешенек - тогда какое купание?

Только картины писать и по приборам за дрейфом следить. До ближайшей суши тысяча миль, да и там живого человека не сыщешь.

Русская Арктика: космические пейзажи ЗФИ

Разве что нечаянно повезет - богатые туристы из Европы-Норвегии на своем ледоколе к островам Земли Франца-Иосифа забредут. Или - военные учения под названием "Умка-2" неожиданно начнутся…

Словом, надежда у Федора Конюхова сейчас одна - на "50 лет Победы". Да на свой GPS-навигатор, способный определять координаты льдины и передавать их в штаб на берегу или прямо вахтенному штурману на мостике ледокола.

А там, в команде под началом Дмитрия Лобусова, свое дело знают.

Ледокол "50 лет Победы" и его команда
Наша справка

Федор Конюхов уже 5 раз достигал Северного полюса

1988 - участник трансарктической лыжной экспедиции "Полярный мост" по маршруту СССР - Северный полюс - Канада в составе международной группы при поддержке газеты "Комсомольская правда". Старт 3 марта с Северной Земли: остров Средний, мыс Арктический. Группа достигала Северного полюса 24 апреля. Финишировала в Канаде, на острове Уорт Хант, 1 июня. Время в пути - 91 день. Руководитель экспедиции - Дмитрий Шпаро.

1989 - участник первой российской автономной экспедиции "Арктика" под руководством Владимира Чукова к Северному полюсу. Старт - 4 марта с архипелага Северная Земля, остров Шмита. Экспедиция достигла Северного полюса 6 мая.

1990 - первый в истории России одиночный поход на лыжах к Северному полюсу. 3 марта стартовал с мыса Локоть на острове Средний (Северная Земля). Достиг полюса 8 мая. Время в пути - 72 дня.

2013 - совместно с Виктором Симоновым (Республика Карелия, Петрозаводск) совершил экспедицию на лыжах и собачьей упряжке по маршруту Северный полюс - Канада (остров Уорт Хант). Старт - 6 апреля, финиш - 20 мая. В пути - 46 суток.

В 2018 году в качестве почетного гостя посетил Северный полюс на борту атомного ледокола "50 лет Победы".

Образ жизни Мурманская область Северо-Запад