Миллионы россиян уже давно привыкли использовать смартфон как основной инструмент для финансовых операций, включая оплату товаров и услуг. Благодаря pay-сервисам (Apple Pay, Samsung Pay, Google Pay), процесс покупки занимает считанные секунды: достаточно приложить смартфон к платежному терминалу, и сумма покупки списывается с привязанной к телефону карте.
Крупнейшие российские банки зафиксировали более чем двукратный рост платежей, совершенных с помощью смартфона, с начала пандемии (1 декабря 2019 года). Об этом они рассказали "РГ". Так, с ноября 2019 года по конец июня 2021 года количество транзакций по картам ВТБ с использованием сервисов Pay увеличилось в 2 раза, а оборот по ним с начала пандемии - на 90%. Рост числа бесконтактных покупок с помощью телефона отметили в "Открытии" и МКБ. В банке "Открытие" сумма и количество токенизированных транзакций в 1 полугодии 2021 года выросли более чем в 2 раза по сравнению с 1 полугодием 2020 года. Число операций по картам МКБ, совершенных со смартфона, в июне 2021 превысило аналогичный показатель в июне прошлого года почти на 40%.
В июньском исследовании ЦБ также выделяет роста доли бесконтактных платежей в России: число россиян, использующих такой вид оплаты, увеличилось с 25% до 70% за последние семь лет.
По данным ВТБ, чаще всего пользователи Pay расплачиваются смартфонами в продуктовых супермаркетах, магазинах формата DIY (do it yourself, товары для дома и строительные товары), в заведениях общепита, магазинах одежды и обуви и на АЗС. Во всех этих категориях за время пандемии наблюдался значительный рост оборотов. Так, в супермаркетах обороты по Pay за второй квартал 2021 года выросли на четверть к аналогичному периоду 2020 года и в 2,3 раза - к показателям 2019 года. В магазинах товаров для дома рост более заметный - на 70% и в 2,2 раза соответственно. Траты по картам ВТБ при оплате смартфонами в заведениях общепита, которые прошлой весной работали чаще всего навынос, выросли в 3,3 раза ко второму кварталу 2020 года и вдвое - к 2019 году. Подобная динамика зафиксирована в магазинах одежды и обуви. Токенизированная оплата на АЗС картами ВТБ выросла по объему на 85% ко второму кварталу прошлого года и вдвое - к аналогичному периоду 2019 года.
"По прошествии пика пандемии оборот по бесконтактным платежам начал расти невероятными темпами", - отметили в пресс-службе МКБ. - Размер среднего чека, по нашим оценкам, составил 1130 рублей. Также с декабря 2019 года по июнь текущего года наблюдается снижение среднего чека на 8%. Топ категорий, в которых россияне наиболее часто совершали траты: магазины и супермаркеты, путешествия, авто и транспорт, красота и здоровье, мода и стиль, а также сфера услуг".
По словам официальных представителей банка "Открытие", оплачивать покупки смарт-устройством удобнее и быстрее, чем "пластиком", и более безопасно - нет рисков потери карты или компрометации ее данных.
Тренд на увеличение финансовых транзакций с помощью смартфона сохранится в ближайшие годы, считают эксперты. Этому способствует как развитие электронной коммерции, так и удобство самого сервиса для пользователей. В пресс-службе "Открытия" отметили, что интерес к бесконтактным операциям у клиентов будет расти, в том числе за счет интеграции карты "Мир" в сервис Apple Pay. Этой же точки зрения придерживаются в ВТБ: "По нашим оценкам, в 2022 году можно ожидать продолжающегося роста доли оплат смартфонами: этому будет способствовать как дальнейшее проникновение технологии Pay в целом, так и возможность добавлять в Apple Wallet карт национальной платежной системы "Мир" в частности - только ВТБ выдал своим клиентам уже более 10 миллионов карт "Мир"".
Россия - один из глобальных лидеров бесконтактной оплаты, указал руководитель направления исследований Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики "Сколково-РЭШ" Егор Кривошея: "Опыт развития мобильных кошельков даже назвали "Российским" чудом. По разным показателям и источникам, Россия либо имеет абсолютное лидерство в проникновении мобильных платежей, либо находится на уровне с Китаем, где большая часть платежей проходит через AliPay или WePay".
Тем не менее, по словам эксперта, до сих пор остается доля тех, кто в принципе не пользуется безналичной оплатой: "Это порядка 10-13% россиян. Отказываются от безналичной оплаты они осознанно, это не вопрос только финансовой грамотности. Многие из этих людей отдают себе отчет в преимуществах безналичных. Поэтому, не факт, что 100% переход на бесконтактную оплату - это наиболее подходящая стратегия. Сейчас клиенты формируют набор, портфель платежных инструментов и выбирают, какой из этих инструментов использовать в разных сценариях. Скорее всего, эта тенденция продолжится, особенно учитывая разнообразие платежных инструментов от карт до Р2Р переводов и цифровых валют, которые развиваются в последнее время".
На время пандемии ЦБ и банки рекомендуют больше пользоваться безналичными и бесконтактными способами оплаты и соблюдать меры разумной гигиены при обращении с наличными и банковским оборудованием.