20.09.2021 15:52
Культура

Евгений Цыганов рассказал, как работает над ролью Мастера в фильме "Воланд"

Текст:  Сусанна Альперина
В новом выпуске программы "Белая студия" на канале "Россия-Культура" в гостях у ведущей Дарьи Златопольской - актер, режиссер и музыкант Евгений Цыганов. Один из самых востребованных российских актеров совсем недавно дебютировал как режиссер с короткометражной картиной "Мятежный" и сейчас работает над ролью Мастера в масштабном проекте "Воланд" Михаила Локшина. Он играет в своей группе POKAPRET и считает рок-музыку такой же важной частью своей жизни, как работу в театре и кино. Эфир - 21 сентября в 21:30. И вот лишь несколько цитат из разговора, любезно предоставленных "РГ" телеканалом "Россия К".
/ Пресс-служба ТК "Россия - Культура"
Читать на сайте RG.RU

О роли Мастера

Цыганов и Снигирь рассказали о своих ролях в фильме по "Мастеру и Маргарите"

Воланд - мой персонаж, это я, Мастер, его придумал. В нашем фильме Мастер - автор Воланда. В книге Мастера не так много. Но мы понимаем, что это имеет отношение к ее автору и к его непростой судьбе. Сценарист Роман Кантор и режиссер Михаил Локшин поняли, что эту историю не нужно рассказывать в отрыве от времени и обстоятельств этого времени. Насчет того, что Мастер "не заслужил свет, он заслужил покой", есть очень простое объяснение: свет - это для святых. А он не был святым. И поскольку Булгаков писал Мастера в некотором роде с себя, себя он к таким, естественно, не причислял. Наверное, в этом покое есть его мечта, и этот покой есть награда. И вообще, все это очень неоднозначно: а любовь ли это, и что это за Маргарита такая, а какова ее там роль? Очень много мнений по этому поводу. Я думаю, что Булгаков все-таки писал историю любви. И эта история любви посвящена его женщине. И Булгаков говорит о том, что любовь - это разделить со своим любимым человеком его участь. Она, эта участь, может быть, не такая манкая, как хотелось бы, но вы с ним ее разделяете.

О фильме "Мятежный"

Эта история возникла случайно, на уровне кухонного разговора. Я предложил приятелю снять кино про простого парня, который встречает некую диву. И набросал эту историю за бутербродом. У приятеля были другие планы на жизнь, прошло лет, наверное, пять, и я подумал: какая забавная история, почему бы ее не снять. Но у меня не было представления о героине и герое, это мог быть кто угодно, потому что фильм практически без слов. И вдруг я увидел в ленте Instagram фотографию молодого артиста Никиты Павленко и подумал, что вот этот парень мог бы быть этим героем. В тот же день, когда я об этом подумал, он добавился ко мне в друзья на Facebook. Я сказал ему: "Парень, у меня есть к тебе дело". А он: "Не может быть". И месяца через четыре у нас уже все было снято. Вообще вся эта история состояла из каких-то знаков...

О магии кино

… Когда говорят "магия кино" - на мой взгляд, эта магия больше в процессе, чем в результате. В этом процессе магия может отсутствовать, а может присутствовать. И, может быть, ради этого вообще имеет смысл этим заниматься. Потому что к этим двадцати минутам, которые называются фильмом "Мятежный", у меня самого, по большому счету, вопрос: для чего это? Кому это нужно? Что это вообще такое? Но в какой-то момент уже был загружен автомобиль, который должен был отправляться на место съемок, достаточно далеко, и мы стояли перед этой машиной с водителем, моим другом, который должен был перевезти всю эту аппаратуру. И я говорю ему: "Слушай, а может, ну его все, к чертовой матери?" И он говорит: "Ну, тебе это нужно?" Видимо, да. Ну и он захлопнул дверь, сел в машину и поехал. И стало понятно, что это все-таки состоится. Это как стихи: у вас вертится в голове какой-то ритм или образ, а потом раз - оно написалось. И вы думаете: интересная какая штука, но это явно не я написал. Но это есть.

О занятиях музыкой

Немецкий актер Август Диль сыграет Воланда в фильме Михаила Локшина

Когда я поступил в театральный вуз, мне говорили: ну ты же артист. А у меня внутри был протест, потому что у меня вообще-то рок-н-ролл, я играл на гитаре, я писал какие-то стихи в тот момент, и мне казалось, что само понятие "артист" загоняет меня в какие-то узкие рамки. И в театре ко мне так и относились: ну ты же какой-то там музыкант. А в музыкальном кругу говорили: ну вот, это ребята-артисты, которые выходят на сцену с гитарой, психи, которые сейчас будут из себя изображать рокеров. Потом я как-то подуспокоился, когда уже было какое-то количество спектаклей и фильмов - да, я артист, я работаю артистом, и мне интересно работать артистом.

О работе в театре

Для меня, конечно, очень важен театр, в котором я работаю - "Мастерская Петра Фоменко". Я за него болею, переживаю все его взлеты и падения, которые неминуемы. И об этом нам говорил Петр Наумович: сегодня мы куда-то взлетели, а потом нас так же опустят, скажут "изжились". И был такой момент не один, и при Петре Наумовиче не один. Естественно, когда Петра Наумовича не стало, стали говорить: "Ну, все уже, Мастера нет, как у вас там в театре, тяжело?" А я отвечал, что мы работаем, ставим спектакли, репетируем. И у нас есть Мастер, он присутствует. Это не про то, что мы какие-то жесткие сектанты и не видим мир - нет, сам Петр Наумович был очень любопытный человек и нас этому учил.

О фильме "Человек, который удивил всех"

У Тарковского есть фраза, что в какой-то момент уже не фильм принадлежит тебе, потому что ты его делаешь, а ты начинаешь принадлежать фильму. И на съемках "Человека, который удивил всех", это произошло. Была сцена, которая планировалась на улице. Но пошел снег, и мы переместились в сельский клуб. Ни сцены в клубе, ни танца не должно было быть в этом фильме - вместо этого герой должен был ходить по улице, и какие-то старушки должны были как-то на него реагировать. И вдруг эта сцена - раз! - и появилась. И пока мы снимали, понятия не имели, чем это все закончится. Получился такой классический театральный этюд, потому что этюд, по идее, не имеет предсказуемого финала. Это был момент такого этюда киношного.

Наше кино Театр