Москва, как другие мегаполисы мира, пытается "оживить" общественные пространства. Например, к праздникам и фестивалям на улицах и площадях появляются необычные декорации и арт-объекты. По мнению гендиректора архитектурной студии IND architects Амира Идиатулина, эстетика этих украшений бывает сомнительна, но тем не менее находит поддержку москвичей. "Например, фасад Большого театра, арки главного входа в парк Горького и ВДНХ во время новогодних праздников бывают скрыты за конструкциями из светодиодов, - говорит он. - Быть может, стоит привлечь знаменитых художников и предложить им декорировать город к праздникам?". В то же время, отмечает Идиатулин, современное искусство постепенно становится частью контекста Москвы: недавно на Красной площади завершилась экспозиция монументальных скульптур в рамках фестиваля "Красный сад", а следом на улицах города стартовал фестиваль "Здесь и сейчас". По его мнению, столица и ее жители уже готовы воспринимать современное искусство: оно не конфликтует, а гармонично вписывается в городскую среду.
Всевозможные перформансы и инсталляции, отмечает гендиректор коммуникационного агентства КРОС Екатерина Мовсесян, это не только авторское высказывание, но и общение города со своими жителями. "Оно не обязано быть исключительно позитивным, но чтобы город ощущался живым, важно, чтобы оно было, - считает эксперт. - В любом случае и "Большая глина" у ГЭС-2, и фестивали "Московских сезонов" привлекают людей, дают возможность задуматься и высказаться о городской среде". А что думают по этому поводу специалисты, которые следят за тем, как современное искусство вписывается в городскую среду в других столицах, и пытаются найти ему место в Москве?
Екатерина Пикерсгиль, гендиректор коммуникационного агентства Win2Win Communications:
- Большинство москвичей не одобрили бы смелого формата парижского перформанса даже на короткое время, особенно на таких исторически важных зданиях, как Большой театр и храм Василия Блаженного. Это подтверждает мини-исследование, которое мы провели в соцсетях. Оказалось, что об этом перформансе было всего 2495 упоминаний этого, из которых 90% нейтральных, 7% - негативных, и только 3% москвичей восприняли инсталляцию позитивно. Надо считаться и с фактором финансов. На проект в Париже потрачено 14 миллионов евро, которые удалось собрать только с помощью пожертвований. У нас такой отклик со стороны ценителей искусства маловероятен.
Екатерина Мовсесян, гендиректор коммуникационного агентства КРОС:
- Напомню: на фасаде Большого театра регулярно проходили представления фестиваля "Круг света" - и москвичи и гости столицы приходили посмотреть на них с удовольствием. Вопрос скорее в том, что художники должны бережно относиться к символам города и чувствам горожан. Часто между эпатажем современного искусства и ощущением, что привычный и любимый город изуродован, пролегает очень тонкая грань. Москвичи в этом вопросе, пожалуй, консервативнее парижан, но и они вполне современные люди, открытые новому. Я считаю, что Москва готова к экспериментам, просто надо понимать, что невозможно угодить всем. Кому-то не нравится инсталляция у ГЭС-2, а кто-то не выносит декорации к ежегодному фестивалю варенья.
Маргарита Ивлиева, тревел-эксперт французской компании Cozycozy:
- При всей своей консервативности французам нравятся различные инсталляции и перформансы. Недавно, например, перекрасили в золотистый цвет Эйфелеву башню, и никого это не возмутило. Русским не по душе то, что меняет привычный облик достопримечательностей. Максимум, на что у нас согласно большинство, это украшение улиц к праздникам. К масштабным проектам мало кто готов. Чаще всего в нашем сознании современное искусство равносильно безвкусице или непониманию искусства как такового.