В крупных городах уже с десяток лет работают коворкинги - площадки, которые предприниматели могут арендовать для работы сотрудников вместо офисов. Подходит такой формат далеко не всем - все-таки стационарный офис содержать дешевле. Но если нужно собрать команду под конкретный проект на определенное время, то коворкинг как раз то, что надо.
Коливинг отличается от коворкинга тем, что люди собираются вместе не только для "мозгового штурма", но и для регулярного неформального общения. Расположенные на курортах и в живописных местах, они позволяют людям не только продуктивно работать днем, но и полноценно отдыхать в свободное время.
Работодатели, выбирающие такой формат, объясняют это тем, что сотрудники слишком долго работали на удаленке, из-за чего разрушились эмоциональные и деловые связи. Их сейчас необходимо восстанавливать. Но всех разом вывести с удаленки компании не готовы, поэтому адаптируют персонал к офлайн-работе постепенно.
По данным минтруда на начало сентября, в России продолжали работать удаленно около 3 млн человек. В разгар пандемии их было вдвое больше, а вот до нее дистанционно трудились всего 30 тысяч россиян.
Возвращаться к привычной работе все равно рано или поздно придется. Но насколько такой формат, как коливинги, сможет помочь работникам адаптироваться после долгого разобщенного труда? "Удаленка" действительно усложняет командообразование и особенно - интеграцию новых сотрудников. Поэтому очные мероприятия, которые длятся несколько дней и позволяют общаться как в формальной обстановке конференции, так и в рамках досуга, должны решить эту проблему", - считает генеральный директор коммуникационного агентства КРОС Екатерина Мовсесян.
Для постоянной работы такой формат вряд ли подходит. "Существует опыт Кремниевой долины, но коливинг там не только образ жизни высокоорганизованного сообщества, но и вынужденная мера из-за дороговизны жилья. И не совместное проживание определило успех кластера, а совокупность многих предпосылок", -говорит она.
Для компаний коливинги - затратная история, стоимость рабочего места довольно высока. Двухнедельное проживание в отдельном номере стоит около 70 тысяч рублей на человека.
Коливинг чем-то напоминает студенческое общежитие. Он предполагает, что у каждого сотрудника есть своя комната или номер, а общие зоны - кухни, переговорные, рабочие пространства - находятся в совместном пользовании.
Однако такие концепции больше подходят компаниям, где много молодых сотрудников, у которых нет семьи и они легко могут перемещаться между регионами и странами, полагает исполнительный директор департамента маркетинга и рекламы компании "Меркатор Холдинг" Татьяна Богатель и добавляет, что коливинги подходят только для офисного персонала. Если речь идет о производстве, то воспроизвести его в другом месте нереально.