30.09.2021 15:50
Общество

Эксперт напомнил о праве пациентов раз в год сменить лечащего врача

Текст:  Ирина Невинная
Соцопрос, проведенный по заказу Всероссийского союза пациентов, подтвердил, что увеличилась доля пациентов, недовольных амбулаторным лечением. Во Всероссийском союзе страховщиков (ВСС), в свою очередь, также заявляют о росте числа жалоб в медицинские страховые компании по поводу ненадлежащего качества оказываемой медицинской помощи. В связи с этим страховщики напоминают, что по закону каждый пациент имеет право поменять медицинскую организацию или лечащего доктора в пределах своей поликлиники. Сделать это можно один раз в год.
Читать на сайте RG.RU

"Пациент выбирает поликлинику, в которой ему амбулаторно предоставляется медпомощь, причем он вправе выбрать и стоматологическую поликлинику, и женскую консультацию. Важно только, чтобы медучреждение было включено в реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы ОМС", - пояснил "РГ" эксперт ВСС Сергей Шкитин.

Простые правила помогут сохранить бодрость и здоровье после 50 лет

Прикрепление к поликлинике выполняется бесплатно, для этого только нужно написать заявление. Причем учреждение здравоохранения не имеет права отказать заявителю. "Стоит отметить, что в России отменен принцип прикрепления пациента по месту регистрации. Ведь многие предпочитают, например, поликлинику, расположенную поблизости от места работы, и считают, что это удобнее. При этом никаких объяснений при прикреплении к поликлинике или ее замене гражданин давать не обязан", - отмечает эксперт.

При обращении в выбранную медицинскую организацию заявитель предоставляет паспорт; временное удостоверение личности или свидетельство о рождении (для детей до 14 лет); полис ОМС или временный полис ОМС; документ, удостоверяющий личность законного представителя несовершеннолетнего, в случае если прикрепить необходимо ребенка; СНИЛС (при наличии); документ, подтверждающий смену места жительства, в случае смены поликлиники чаще одного раза в год по причине смены места жительства.

На проверку сведений о гражданине и прикреплении его в выбранной медорганизации отводится до четырех рабочих дней.

В случае если в медицинской организации отсутствует стоматология или женская консультация, то пациент вправе отдельно прикрепиться к ним в других учреждениях.

"Если человек уже прикреплен к медучреждению и получает там помощь, но его не устраивает лечащий доктор, есть вариант - поменять врача в пределах поликлиники. Чаще всего, как показал опрос, люди жалуются, что им отказывают в полноценном обследовании. Также много жалоб на отсутствие улучшения от назначенного лечения, нередки и межличностные конфликты", - сказал Шкитин.

В случае неудовлетворенности пациента качеством медицинской помощи, получаемой у конкретного врача-специалиста, законом предусмотрено право на выбор другого доктора. Для этого нужно подать заявление на имя руководителя медицинской организации (главврача) с указанием причины замены. Согласно приказу Минздрава России, процедура занимает не более трех рабочих дней. За это время руководитель медицинской организации обязан проинформировать заявителя о доступных врачах и сроках оказания ими медицинской помощи.

При этом важно помнить, что законодательство позволяет менять и медучреждение, и врача не чаще чем один раз в год, за исключением случаев, когда пациент меняет место жительства.

Почему не стоит проверять длительный иммунитет к COVID-19

"Право на выбор врача привязано к поликлинике. Соответственно, прикрепление к новой поликлинике снова дает гражданину право на смену лечащего врача", - уточнил Шкитин.

При этом закон защищает и медиков: за врачом также закреплена возможность отказаться от наблюдения и лечения пациента (по согласованию с руководителем медицинской организации). Однако руководитель медицинской организации может не согласовать такой отказ в случаях, когда начинает ущемляться право гражданина на медицинскую помощь (например, если в поликлинике есть единственный врач-специалист и нет альтернативных вариантов оказания пациенту специализированной помощи).

В случае если у пациента возникли проблемы с прикреплением в выбранную им медицинскую организацию или ему отказывают в замене врача, он может обратиться за помощью в свою страховую медицинскую организацию.

"В случае отсутствия ответа на ваше заявление от медицинской организации или если вам отказали в замене лечащего врача, необходимо обратиться в свою страховую медицинскую организацию, - советует Шкитин. - Практика работы с обращениями пациентов показывает: около 98% жалоб на доступность и качество медпомощи удается урегулировать в пользу застрахованного гражданина, в том числе организовать консультацию узкого специалиста в поликлинике по месту прикрепления".

Здоровье