30.09.2021 05:23
Культура

Что мешает развивать производство фильмов в регионах ДФО

Текст:  Ольга Журман
Российская газета - Экономика Дальнего Востока: №224 (8575)
Кинопроизводство могло бы стать еще одним драйвером социально-экономического развития ДФО. Об этом заявили на ВЭФ-2021 участники сессии "Важнейшее из искусств: перспективы кинокластера на Дальнем Востоке".
/ Валентин Труханенко
Читать на сайте RG.RU

Возможное строительство на острове Русском киностудии анонсировал еще экс-губернатор Приморья Сергей Дарькин в 2009 году. Тогда отношение большинства жителей края к идее было скептическим, мол, понятно, интересы семейные: супруга чиновника - прима Приморского академического театра драмы. О том, что кинопроизводство - категория еще и экономическая, никто не задумывался.

Минкультуры: Расширение господдержки кино поможет молодым талантам

В настоящее время на Дальнем Востоке наблюдается высокий уровень интереса к киносъемкам со стороны российских и зарубежных режиссеров. Особенно интенсивно эта индустрия развивается в Республике Саха (Якутия), Бурятии и Приморском крае. Но если первые два региона снимают художественные фильмы собственными силами, то Приморье преимущественно предоставляет площадки - городские и природные - для съемок приезжим кинематографистам: японским, южнокорейским, российским. Впрочем, новейшая история края знает два-три примера снятых кинолент местными творцами, которые даже получили награды неких российских киносмотров. Но приморский кинематограф так и не родился.

- При всем признании природных красот Дальнего Востока и исторических поводов для хороших киносценариев о регионе надо сказать, что здесь нет специалистов, способных делать кино: кинооператоров, звукорежиссеров, осветителей, - считает генеральный директор киностудии "Ленфильм" Федор Щербаков.

Эту мысль поддержал сценарист и член Гильдии кинорежиссеров России Александр Мельник, заметивший, что "в отрасли есть тяжелый дефицит кадров, особенно на региональном уровне". Засчитать на свой счет этот упрек нынешние власти Приморья не могут: не они 25 лет назад развалили единственную на Дальнем Востоке студию "Дальтелефильм". И пусть ее специалисты - а среди них были и выпускники ВГИКа - снимали не игровые, а документальные фильмы, но помочь коллегам, пожелавшим сделать в Приморье художественное кино, они уж смогли бы.

Командировка из Москвы или Санкт-Петербурга в ДФО всей съемочной группы от осветителей до режиссеров и актеров требует огромных средств. Создать "вид" Владивостока в кинопавильонах куда дешевле.

Сегодня работать на местах крупным кинокомпаниям обычно помогают так называемые региональные кинокомиссии. Но кинематографисты из других округов страны не знают, к кому обратиться с просьбой посодействовать в организации съемочного процесса в Приморском крае. На киносессии ВЭФ даже возник спор, есть ли здесь кинокомиссия: Федор Щербаков был проинформирован, что нет, а худрук Приморского академического краевого драматического театра имени Максима Горького Ефим Звеняцкий уверял, что таковая работает.

Есть и успешные на внутреннем рынке проекты: якутские фильмы в Якутии зарабатывают больше "Трансформеров"

Между тем именно через кинокомиссии происходит возврат из бюджета региона части понесенных затрат производителя кино или телесериала за съемки на своей территории (практика рибейта).

- Эта система - привлекательная мера, которая в итоге окупается с лихвой. Киногруппы оставляют в регионе гораздо больше средств, чем бюджет тратит на эту поддержку. В Петербурге рибейты позволили привести в съемочные павильоны "Нетфликс" (стриминговый сервис, позволяющий смотреть удостоенные наград фильмы, сериалы, аниме, на тысячах устройств с подключением к интернету. - Прим. ред.), - говорит гендиректор "Ленфильма".

В Приморском крае есть опыт рибейта с фильмом "На районе", получившим 15-процентную субсидию на возмещение затрат за съемки во Владивостоке. Но назвать его успешным сложно.

Якутский фильм "Нуучча" взял приз в Карловых Варах

- Данила Козловский снял, скажем так, не самый удачный фильм, хотя Владивосток в нем узнаваем. Говорить о том, что эта лента стала движущей силой развития территории, хотя была первой в истории России в практике регионального кинорибейта, нельзя. Этот важный механизм государственной поддержки творческих деятелей должен быть пересмотрен и модернизирован, - считает Ефим Звеняцкий.

Понятно, что выпустить картину, которая бы принесла денег больше, чем на нее потрачено, получается далеко не всегда.

- Мы пока не совсем научились делать на кино деньги. Но есть и успешные на внутреннем рынке проекты: в Якутии наши якутские фильмы зарабатывают больше "Трансформеров", - говорит генеральный директор АО "Корпорация развития Республики Саха (Якутия) Афанасий Саввин.

О северной республике сегодня говорят как о редком примере системно функционирующего локального кинематографа. Одним из самых успешных проектов с точки зрения маркетинга здесь стала практика, когда за каждым фильмом следует создание компьютерной игры, комиксов, сериалов, изготовление футболок, фигурок персонажей, и прибыль от реализации всего этого нередко в несколько раз превышает стоимость производства фильма.

Свой кинематограф сформировался и в Бурятии. В республике даже создана и соответствующая законодательная база.

Культурный маршрут: В районы Удмуртии автоклубы привозят книги и кино

- Здесь есть люди, есть идеи, есть все условия, чтобы развивать региональное кино. В этом нам поможет продвинуться решение трех первоначальных задач. Первое - создание некой институции с собственной материально-технической базой: съемочный павильон, офисы кинокомпаний, площадка для встречи талантов и продюсеров, формирование творческого сообщества. Второе - обеспечение профессиональными кадрами. Третье - использование системы рибейтов, - говорит генеральный директор ООО "Байкалкино" Дина Подпругина.

Так может ли кинопроизводство стать движущей силой развития территории? По словам того же Ефима Звеняцкого, "десять снятых на Дальнем Востоке кинолент изменили бы отношение к региону самих его жителей". А это бы уже в свою очередь повлияло на многое.

Дословно

Александр Мельник, кинорежиссер, сценарист, член Гильдии кинорежиссеров России:

- Было бы хорошо, если бы в формате Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики было создано некое подразделение, структура, система, фонд или корпорация, которая могла бы регулировать процесс не только с точки зрения экономической рентабельности, но и с точки зрения тех рентабельностей, которые называются воспитательными, формирующими личность, общественное мнение и мировоззрение.

Алексей Романов, художественный руководитель ГНК "Сахафильм":

- Я предлагаю создать ассоциацию Дальнего Востока. В нее войдут все учреждения, студии, дирекции фестивалей, отдельные продюсеры, представители отдельных кинематографистов. Нужно организовать справочный веб-сайт "Кинокластер Дальнего Востока", чтобы на нем всегда присутствовала информация: что происходит в целом на Дальнем Востоке в области кинематографии.

Наше кино ДФО Дальний Восток