Не секрет, что как только возбуждается уголовное дело, а иногда и раньше - когда идет только проверка незаконных действий, граждане, которых это затрагивает, делают все возможное и невозможное, чтобы избежать свидания со следователем. Почти любому уголовному делу предшествует доследственная проверка, когда решается вопрос - возбуждать ли это дело. Иногда такие проверки идут долгие месяцы. И в этот период следователей и дознавателей закон не защищает. Так как ответственность наступает, только если угрожать следователю при работе над делом.
А если уголовного дела еще нет, а лишь идет проверка, то, выходит, нет и ответственности за угрозы свидетелям, экспертам, самому следователю и дознавателю. Это та самая "дырка в законе", которой сегодня активно пользуются, чтобы не допустить возбуждения уголовного дела.
Следственный комитет РФ предлагает именно такие поправки в два кодекса - Уголовный и Уголовно-процессуальный.
Предлагаемые нововведения предусматривают уголовную ответственность за вмешательство в работу следственных органов на всех стадиях досудебного производства. В том числе и тогда, когда идет так называемая доследственная проверка и все связанные с этим процессуальные действия.
Почему такие поправки потребовались, в чем их важность и какие конкретно уголовные статьи законопроект затронет?
Итак, на сегодняшний день в отечественном уголовном законодательстве есть статьи, наказывающие за вмешательство на стадии следствия и суда.
Но по ним отвечают только тогда, когда заведена папка, на которой проставлен номер уголовного дела.
А если его еще нет, а идет проверка? Ей мешать можно, что и делается практически всегда и самым активным образом.
Изменения по предложению СК необходимо будет внести сразу в четыре статьи Уголовного кодекса. Те, в которых говорится о препятствиях, которые во всех видах мешают расследованию.
Перечислим их все, тем более что таких статей мало.
Это следующие статьи Уголовного кодекса: 294 - "Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования". 295 - "Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование". 296 - "Угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования". И наконец, 310 - "Разглашение данных предварительного расследования".
Так вот, действие этих статей предлагается распространить на досудебное производство в целом: как на стадии предварительного расследования, так и на стадии возбуждения уголовного дела.
Проще говоря, перечисленные уголовные статьи начинают работать, когда уже полным ходом идет следствие. А пока его еще нет, нет и ответственности за помехи проверкам.
В пояснительной записке сказано, что нередко фиксируются случаи вмешательства в работу следователей или дознавателей, угроз и насильственных действий на стадии проверки сообщения о преступлении, в том числе с целью повлиять на принимаемое процессуальное решение.
"Для обеспечения единства применяемой в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве терминологии законопроектом предусматривается использование в УК содержащихся в УПК понятий "досудебное производство", "руководитель следственного органа", "начальник органа дознания", "начальник подразделения дознания" и "дознаватель", - уточнили в Следственном комитете РФ.
Сегодня по действующему законодательству участники проверки сообщений о преступлениях дают подписку о неразглашении. При этом никакая уголовная ответственность за раскрытие подобных сведений не предусмотрена. То есть понятие "тайна следствия" на эту стадию расследования пока не распространяется.
В пояснительной записке сказано дословно следующее - "Предлагаемые изменения будут способствовать обеспечению защиты конфиденциальных данных досудебного производства и предупреждению их разглашения участниками уголовного судопроизводства".
Поправками в статью 310 УК предлагается установить уголовное наказание для адвокатов, специалистов, экспертов, переводчиков и понятых, разглашающих данные досудебного производства.