05.10.2021 21:36
Экономика

Решение ОПЕК+ сохранить уровень добычи нефти отразится на мировом топливном рынке

Текст:  Сергей Тихонов
Российская газета - Федеральный выпуск: №228 (8579)
Если цены на нефть вслед за биржевыми котировками газа и угля начнут бить многолетние рекорды, энергокризис заденет не только импортеров сырья, но и его экспортеров. В том числе затронуть он может топливный рынок России.
/ РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Новость о том, что альянс ОПЕК+ не будет наращивать темпы увеличения добычи нефти в ноябре, подбросила котировки марки Brent почти на 4%. Это мелочь, когда цена барреля 30 долларов, но не тогда, когда он стоит 79 долларов. В результате впервые с осени 2014 года нефть перевалила за отметку 82 доллара за баррель.

Цена на нефть Brent впервые превысила 83 доллара за баррель

Если поступательное движение котировок вверх продолжится, то для всех импортеров нефти, то есть стран Европы, Китая, Индии, Японии и Южной Кореи, это будет означать рост цен на бензин, дизельное топливо, мазут и авиационный керосин.

Поднимутся цены и на заправках в США, которые хоть и экспортеры нефти, но для производства автомобильного топлива вынуждены закупать сернистые сорта нефти за границей, в том числе и у России.

Среди стран-импортеров менее всего из-за подорожания нефти повысится стоимость бензина в Китае, благодаря особенностям налогообложения и ценообразования. Но Поднебесная уже столкнулась с дефицитом электричества из-за подорожания угля и газа, вслед за которыми сейчас растут цены на мазут, который в Китае также широко используется как топливо для электростанций. В стране мазут производится в достаточных объемах, но вот нефть большей частью экспортируется.

Россию подорожание нефти, как сырья для отечественных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), также заденет, хоть и в меньшей степени. Оптовые цены на автомобильное топливо в нашей стране формируются относительно экспортных цен для европейского рынка, с учетом доставки до потребителя. При высоких мировых ценах на нефть и нефтепродукты внутренние оптовые цены оказываются ниже за счет работы демпфирующего механизма - компенсации нефтекомпаниям из бюджета части разницы (около 68%) между экспортной ценой и внутрироссийской индикативной ценой, которая устанавливается государством (с мая 2021 года - 52,3 тысячи рублей за тонну).

Новая волна коронавируса может сбить спрос на нефть по всему миру

Если нефть продолжит дорожать, то некомпенсируемая демпфером часть будет расти, а для НПЗ это увеличение недополученных доходов. Здесь также стоит напомнить, что большинство НПЗ в России принадлежат нефтедобывающим компаниям, которые платят основной отраслевой налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в рублях, но относительно долларовых котировок барреля нефти отечественной марки Urals, которые, как правило, на 1-3 доллара ниже Brent.

Рост цен на автомобильное топливо в Европе - основном экспортном направлении для российских производителей - приведет к увеличению соответствующих экспортных нетбэков (экспортных цен с учетом доставки), что в свою очередь частично (благодаря работе демпфирующего механизма) отразится на оптовых ценах в России, считает руководитель проектов ИГ "Петромаркет" Анна Лишневецкая. По ее мнению, сейчас на европейском рынке быстрее будет дорожать дизельное топливо, а это также скажется на биржевых торгах в России.

"С 2019 года благодаря финальному витку большого налогового маневра (обнуление экспортной пошлины и повышение НДПИ. - "РГ") наш внутренний рынок становится все сильнее зависим от внешних биржевых площадок", - говорит замглавы Института национальной энергетики Александр Фролов. Парадокс заключается в том, что это не означает нехватки предложения на российском рынке нефтепродуктов. Если речь о бензине, то внутри страны реализуется около 90% этого продукта и лишь 10% идут на экспорт. Однако влияние биржевых торгов в Европе на показатели на российских площадках очевидно. Отчасти с этим справляется демпфирующая надбавка. Но влияние этого механизма ограничено. При этом резкое подорожание бензина на бирже в Европе не обязательно означает подорожание в России. Ведь главное, чтобы не происходило резкое подорожание в рублях, считает эксперт.

Цена на газ в Европе впервые превысила 1400 долларов

Если стоимость нефти продолжит идти вверх на фоне укрепляющегося доллара, то оптовые цены на топливо последуют вслед. А что такое продажи в опте мазута, авиакеросина, бензина и дизеля в нашей стране? Это техника в сельском хозяйстве, общественный транспорт, крупные грузовые перевозки, авиация, а для некоторых территорий еще и энергоснабжение.

Впрочем, прогнозы экспертов о дальнейшей динамике нефтяных котировок пока неоднозначны. Рынок ожидает, что спрос на нефть обгонит предложение. Ожидания подогревает увеличение потребления в Индии и США. Но по-прежнему сохраняются риски очередной волны COVID-19, которые могут существенно затормозить процесс восстановления экономики.

Лишневецкая подчеркнула, что на российские розничные цены на АЗС мировые процессы влияния не окажут. Они будут расти вне зависимости от того, что будет с оптовыми ценами, хотя и не превысят темпы инфляции, благодаря действиям регулятора. Причина - наблюдаемая уже продолжительное время убыточность торговли автобензином на АЗС (Аи-92 - с двадцатых чисел января текущего года, а Аи-95 - с начала июня) и околонулевая маржинальность розничной торговли дизтопливом с апреля, уточнила эксперт.

Нефть и газ ОПЕК